Построили канал, а по нему проплыл Сталин

О строительстве Беломорканала, о людях, трудившихся на нём, об условиях работ, о зеках.

 

Строительство беломорканала

 

Беря в руки пачку папирос «Беломорканал», курильщик не задумывается о том, откуда пошло это название. Табак этот крепок, а память о великой стройке еще крепче. Согнанные со всей страны лагерники возводили канал и умирали на нём, страдая от недоедания, холода и напряжения всех своих физических сил. «Рвали жилы» и бывшие кулаки, и политические заключенные, и просто воры с «лишенцами». От Онежского озера до берега Белого моря протянулся судоходный канал. «Заключенные каналоармейцы» - такое дали название арестантам тогда, превратившимся вскоре просто в «зеков». До них Петр Великий положил немало народа при строительстве своей дороги. Волоком таскали люди суда из Архангельска на Ладогу – России нужен был Балтийский флот в то время для войн со Швецией.

 

belomor1.jpg

 

 Постройка Беломорканала контролировалась органами ОГПУ. Ручным трудом прокладывался судоходный путь, кайло и тачка – такими были основные средства производства. Заключенным на сутки давалось по 500 г хлеба плюс баланда из морской капусты. А пайка заключенного тогда включала в себя и растительное масло, и картофель, и овощи, и даже мясо. Десятки тысяч человек долбили грунт до изнеможения и таскали тачки с ним. Жили в палатках и шалашах, бывало, спали и на снегу. Нарушителям дисциплины сразу добавляли срок заключения. Работы велись круглосуточно. Как издевательство, играл оркестр в время выгрузки леса с барж. «Каналоармейцы», как солдаты, объединялись в роты. Пропагандистские плакаты призывали ударно трудиться, чтобы «скостить срок». Добровольные агитаторы (досрочно освобожденные зеки) выступали прямо на местах работ с похвалами в адрес Сталина и его режима. Лучше всех трудились бывшие крестьяне, к тяжелой работе привыкшие с детства. Больше всего умирало «политических», «воры в законе» старались переложить часть тягот на плечи других зеков. За несколько лет строительства Беломорканала погибло десятки тысяч народа. Кроме смертей от непосильного труда были и другие - чекистами еще расстреливались зеки.

 

belomor2.jpg

 

 Канал построили. По нему троица советских лидеров (Сталин с Ворошиловым и Киров с ними) отправились на катере. Иосиф Виссарионович заметил, что гидротехническое сооружение мало по ширине и глубине, и вообще не нужно для судоходной эксплуатации. Вот так.

 

belomor22.jpg

 

 Вырванные на «великую стройку» многие крестьяне из своих семей не умерли от голода на родине, а отдали свои жизни, выходит, зря. Их жены, дети и старики в то время тоже умирали в своих избах, начались 30-е годы – время голодное в Черноземье. Доставленных на Беломорканал «доходяг» догадались некоторое время «откармливать», чтобы раньше не «отдали концы». Но вскоре снова крестьяне начинали голодать на скудном пайке из хлеба и баланды.

 

belomor33.jpg

 

 Прошло время, сменилась власть. Беломорканал углубили до 4-х метров в 1972 - 1975 годах. Судоходный путь длиной 227 км от Онеги до Беломорья, проложенный по суше, ныне имеет стратегическое значение. Но еще углублять его и расширять вряд ли станут, слишком большие финансовые затраты нужны для этого. 

 

 belomor335.jpg

 

И. В. Сталин (1922–1953).

Новые публикации по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles

Популярное по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles

Ещё по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles
Яндекс.Метрика