Великая дорога к подземным сокровищам - Байкала-Амурская магистраль

Когда и как возникла идея о строительстве в Сибири железной дороги под названием Байкала-Амурская магистраль?

 

БАМ

Еще в 19 веке лучшие ученые ломали голову над проблемой необозримых богатств Сибири. Но главной проблемой было не добыть эти богатства. Главное, над чем бились ученые - как вывести сибирский лес, металл, золото в центр.


Результатом этих титанических умственных напряжений явились семь с половиной тысяч километров Транссибирской магистрали.

 

Сначала была эйфория победы. Но сразу же выяснилось, что Китай получает отличную возможность диктовать свои условия: значительная часть Транссиба проходила по его территории. Поэтому сразу возникла потребность строительства альтернативной железной дороги от Байкала к Тихому океану. Но у царской империи на это не нашлось средств.


В конце шестидесятых голов прошлого века строительство железной дороги вновь стало актуальным. Пограничные стычки с Китаем, правда, так и не переросшие в военные действия, показали необходимость иметь магистраль для обеспечения нужд армии и страны.


В марте 1974 года Леонид Ильич Брежнев назвал строительство Байкала-Амурской магистрали важнейшим делом пятилетки. Комсомол тут же откликнулся и отправил на строительство первых 600 добровольцев. Байкала-Амурская магистраль оказалась самой дорогостоящей стройкой Советского Союза.

 

Байкала-Амурская магистраль


Строительство проходило в необычайно сложных условиях. Земля, скованная вечной мерзлотой, морозы, непроходимая, глухая тайга. Первопроходцам пришлось все это выносить, не имея к тому же элементарных бытовых удобств. Но романтика строительства гнала молодежь в Сибирь и увеличивала число добровольцев. Играла роль и материальная составляющая: возможность хорошо заработать и приобрести заветные талоны на автомобиль. Молодежь рвалась на стройку. Число работающих возросло до полумиллиона человек. Но грандиозный проект требовал все новых рабочих рук. Пропаганда начала пробуксовывать, и рабочих рук перестало хватать.


Государство прибегло, как обычно, к привлечению к работе заключенных. Комсомольцы уезжали, на их место гнали уголовников. Романтика кончилась. Стройка века Байкала-Амурская магистраль больше не привлекала молодежь.


29 сентября 1984 года произошла стыковка Байкала-Амурской магистрали на разъезде Балбухта. Произошло событие, которого ждали почти десять лет. Это событие можно было бы назвать эпохально - историческим. Но уже наступила эпоха Горбачева, и отношение к стройке круто изменилось. Резко сократилось выделение средств. Поставки регулярно срывались. На развитие региона тоже перестали поступать деньги. Стало ясно, что масштабная стройка века Байкала-Амурская магистраль до конца так доведена и не будет. Нашим заокеанским друзьям эта стройка тем более была не нужна - Россия могла освоить богатейший край с его неисчерпаемыми природными ресурсами, что неизбежно привело к ее усилению. Кому же на Западе это было нужно.


Наступили девяностые. И Байкала-Амурская магистраль вообще стала символом нерентабельности и убыточности. Если бы не коренной перелом всей государственной политики, который наступил с приходом Горбачева, возможно, все сложилось бы совсем не так. Но история признает лишь ей известную целесообразность. Величайшая стройка века была заброшена, а затем и забыта, у нового руководства хватало своих забот и проблем. Ну что же. Быть может теперешнее руководство вспомнит о сокровищах, несметных богатствах нашей Сибири и может быть их вновь заинтересует Байкала-Амурская магистраль. Но, впрочем, решать это не нам.

 

Новые публикации по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles

Популярное по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles

Ещё по теме - Великие стройки страны и освоение ее новых территорий

No More Articles
Яндекс.Метрика