Рациональное чтение БОЛЕЕ БЫСТРОЕ И ОСНОВАТЕЛЬНОЕ (Франц Лёзер) 1980 год

Скачать Советский учебник
Рациональное чтение БОЛЕЕ БЫСТРОЕ И ОСНОВАТЕЛЬНОЕ (Франц Лёзер) 1980 год

Назначение:  Широкий круг читателей

Издательство: "Педагогика" Москва 1980

Авторство: Франц Лёзер

Формат: DjVu, Размер файла:  2.97 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора перевода 

ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 

1. Почему необходима рационализация умственного труда 

2. О возможностях рационализации умственного труда 

3. И у чтения есть история 

4. Что такое чтение 

5. Как развивается история чтения 

6. Что такое рациональное чтение и как определить эффективность чтения 

 

УПРАЖНЕНИЯ 

Как нужно рационально упражняться? 

Можно ли читать более сосредоточенно? 

Вредные привычки при чтении Читать не отдельные слова, а смысловые блоки 

Можно ли читать быстро и в то же время основательно? 

Можно ли планировать процесс чтения на научной основе? 

Нужно ли обращать внимание на ход мыслей? 

Как определить основную мысль абзаца? 

Как читать подробности? 

Как повысить скорость чтения? 

{spoiler=Смотреть оглавление полностью......}

Можно ли считать просматривание текстов очень быстрым чтением? 

Как просматривать тексты? 

Техника восприятия «островов» информации 

Техника «слаломной» траектории движения глаз 

Ориентирующее и выборочное просматривание текстов 

Какой эффективности чтения вы достигли? 

 
Решения 
Приложение 
Комментарий к первому разделу 
Комментарий ко второму разделу 
Рекомендуется литература

 

  {/spoilers}

Скачать учебник  СССР - Рациональное чтение БОЛЕЕ БЫСТРОЕ И ОСНОВАТЕЛЬНОЕ (Франц Лёзер) 1980 года  

Скачать...Скачать

 

 

 {spoiler=См. Отрывок из учебника........}

  ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 

      1. Почему необходима рационализация умственного труда 

      Объем знаний в век научно-технической революции резко возрос. Человек почти ежедневно сталкивается с новой научной информацией, которую ему следует усвоить. 

      В социалистическом обществе каждый человек в соответствии со своими наклонностями может раскрыть качества своей личности в рамках общественных интересов. Участие в общественной жизни, возросшие требования к уровню образования обусловливают рост потребности в информации у каждого из нас. Однако не только повышение требований к уровню образования и увеличивающаяся потребность в информации, но и огромный интерес к приобретению знаний характерны для бурного развития производительных сил. 

      Научная информация не только увеличивается в объеме, она также изменяется и качественно: становится все более сложной и достигает высоких уровней абстракции. 

      Качественно новые проблемы вызывает и то обстоятельство, что научные знания очень быстро устаревают. Как известно, при социализме наука все больше превращается в непосредственную производительную силу. Тесная связь между теорией и практикой, непрерывное введение результатов научных исследований в широкие сферы нашей жизни чрезвычайно повышают темп и объем развития науки. Это вызывает быстрое устаревание научной информации и вынуждает ученого постоянно искать новые сведения. Быстрота использования информации превратилась в один из самых важных критериев производительности умственного труда. 

      Исследования показали, что ученый должен затрачивать весьма значительную часть своего времени на то, чтобы отыскать необходимую информацию. Каким же образом можно уменьшить эту затрату времени? 

      В социалистическом обществе, в отличие от капиталистического, возможно всесторонне и научно сплани- 

      ровать и организовать все развитие науки и ее использование на благо человечества. 

      Существенный вклад в решение поднятых проблем может внести рационализация умственного труда. В связи с этим должны быть разработаны методы, позволяющие оптимальным образом организовать умственный труд. Ответьте письменно на следующий вопросt 

      1.1. Назовите три основных общественных явления современности, которые настоятельно требуют рационализации умственного труда 

      Сравните свой ответ с решением на с. 1431 Если ответ и решение не совпадают по смыслу, то это значит, что вы еще недостаточно основательно усваиваете прочитанное. 

      Прочитайте еще раз страницы, указанные в скобках после решения, для того чтобы дополнить ваши знания 

      

      2. О возможностях рационализации умственного труда 

      Рассмотрим некоторые возможности рационализации умственных процессов, позволяющие всесторонне раскрыть умственные способности каждого человека. 

      Увеличивающееся распространение общественного труда, растущая необходимость вовлечения всех трудящихся в процесс управления социалистическим обществом — все это обусловливает формирование процесса коллективной творческой деятельности, приобретающей все большее значение. 

      Коллективная научная деятельность при социализме делает осуществимыми высокие творческие свершения, поэтому необходимо развивать новые, научно обоснованные формы этого направления духовной жизни общества. 

      Уже существует, например, ценный опыт проведения так называемых конференций идей, на которых создаются оптимальные условия для развития новых мыслей. 

      Необходимо еще выступить против такого врага творческой деятельности, как «болезнь заседаний», которая, с одной стороны, является выражением закономерного возрастания значения коллективной научной деятельности, а с другой — результатом недостаточной научности дискуссионных методов. Если мы, например, сможем рационализировать слишком продолжительные и недостаточно целенаправленные дискуссии, то мы не только сократим нерациональные потери свободного времени, но и достигнем существенного повышения производительности умственного труда. 

      Развитие таких новых аспектов логики, как деонти-ка, нормативная логика или логика нормы, интеррога-тивная логика, логика вопроса и логика дискуссии, поможет научно организовать логический процесс коллективной научной деятельности, а также обеспечить максимальную целеустремленность и оптимальное использование способностей к творчеству всех участников дискуссии. Креативная логика (логика творческого мышления) позволит болеее эффективно использовать творческие возможности и фантазию человека при решении научных проблем, создании новых идей и т. д. Намечаются перспективы моделирования и автоматизации творческого мышления, что, несомненно, совершит переворот в рационализации творческого мышления и научного исследования. 

      Коллективная научная деятельность подчиняется общим и специальным законам, имеющим математическое выражение. Изучение и сознательное применение их дают возможность определить эффективность дискуссий и обсуждений, вычислить величину и состав групп лиц, занимающихся совместной научной деятельностью, а также выявить наиболее продуктивную продолжительность их коллективной умственной работы. 

      С мыслительной деятельностью тесно связана память. Способность к запоминанию в решающей степени определяет производительность умственного труда. При отсутствии памяти была бы невозможна какая-либо учебная деятельность. Нельзя было бы выучить даже простое предложение и понять его содержание. 

      Как же мы используем нашу память? Изучали ли вы когда-нибудь научные методы запоминания? Знаете ли вы, как функционирует ваша память и на каких закономерностях основывается ее механизм? По всей вероятности, вы не располагаете подобными знаниями, и это лишь доказывает то, что вы используете свою память бессистемно, т. е. без помощи научных методов. Это приводит к тому, что способность к запоминанию, а вместе с этим и вся умственная деятельность находятся гораздо ниже фактических возможностей, и лишь применение научных методов запоминания и развитие памяти могут помочь вам значительно их повысить1. 

      Поскольку мы не можем все удерживать в памяти и хотим передавать информацию другим для последующего ее использования, то мы должны ее выражать в письменной или устной форме. В настоящее время преобладает письменная форма передачи информации, что и приводит к значительному увеличению объема литературы. Но нельзя ли рационализировать и представление информации? 

      При изучении рационального чтения вновь и вновь возникает вопрос: почему мы не представляем информацию в более сжатом, наглядном и легко воспринимаемом виде? Тогда нам пришлось бы меньше читать. Начинать рационализацию процесса чтения можно уже с самого представления информации. Например, можно существенно повысить производительность умственного труда, если при подготовке книги к выходу в свет обращать внимание на размеры и типы шрифта, расстояние между буквами, а также на оттенок цвета печати и бумаги. Технические средства печати, предназначенные для выделения различных мест текста, нужно применять в соответствии с их функциональным назначением. Разрядку, курсив и печатание заглавными буквами необходимо использовать в том случае, если требуется уменьшить скорость чтения. Применение жирного шрифта целесообразно при выделении основных понятий текста. 

      Чтение будет более эффективным, если текст печатать не широкими полосами, а столбцами, лучше по 5 — 6 слов в строке, как это делается в газетах. При этом наиболее употребимым оказывается флаговый набор, при котором неодинаковая длина строк исключает разделение слов. 

      В будущем для представления информации найдут широкое применение аудиовизуальные средства. Известно, что мы легче воспринимаем и лучше усваиваем информацию в том случае, когда ее не только слышим, но и видим. Поэтому важную роль в рациональном сообщении информации будут играть телевидение, кино- и диафильмы. Однако еще очень много времени отнимает У нас поиск нужной информации. Большая часть литературы в библиотеках обобщена при помощи предметного каталога. В настоящее время уже применяются более рациональные методы получения информации. Так, информационные системы, основанные на использовании электронно-вычислительных машин, позволяют за несколько минут найти желаемый материал. Иногда подбор и представление информации осуществляются в виде микрофильма. 

      До сих пор еще широко распространено мнение, что самостоятельная умственная работа должна минимально использовать научную методику. Это необходимо переосмыслить. Нам нужно каждый вид работы тщательно продумывать с методической точки зрения. Прежде всего надо точно определить цель любой выполняемой работы. В этом могут нам помочь эвристические программы. Следует знать, как достигается положительное отношение по возможности к любой работе, чтобы осуществлять свою деятельность успешнее и с большим удовольствием. Кроме того, необходимо значительно развить навыки концентрации внимания в процессе умственной деятельности. О том, как это делать, вы сможете узнать из следующих разделов. 

      Ответьте письменно тна следующий вопрос: 

      2.1. Какие сущесНгвуювозможности рационализации умственного труда? 

      Сравните свой ответ с решением на с. 1431 

      

      3. И у чтения есть история 

      Чтение, так же как и письмо, относится к важнейшим достижениям человеческого разума. Дж. Д. Бернал назвал чтение «величайшим из всех изобретений, созданных руками и интеллектом человека». 

      Письмо и чтение не только совершили переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но и создали возможности общения между народами. Они изменили и самого человека, в особенности его способности к абстракции и мышлению. В отличие от животных человек обладает второй сигнальной системой, которая позволяет ему воспринимать не только предметные, но и абстрактные раздражители окружающего мира, например произнесенное, написанное или напечатанное слово. То, что человек с помощью чтения может познавать окружающий мир, развивает у него довольно высокую способность к абстракции и мышлению. Однако чтение не только улучшает умение мыслить. Оно активизирует творческую фантазию, самодисциплину и умение сосредоточиться. Все это в значительной степени определяет социальные отношения человека, его культурный уровень и весь образ жизни. Поэтому не удивительно, что развитие письма и чтения представляет собой одну из существенных предпосылок возникновения цивилизации и формирования науки. 

      Истоки чтения ведут нас в бронзовый век. Первые символы слов, которые представляли собой основные элементы письма, развились из символов, обозначающих числа. Сначала эти символы служили для обозначения слов, как, например, в китайском языке, или же они представляли частично звуки, а иногда значения слов, как в месопотамской клинописи или в египетской иероглифике. В это время чтение было главным образом привилегией узкого круга людей, например духовенства и чиновников. 

      Поворотным моментом в распространении чтения явилось возникновение алфавита. Рост торговли между народами, говорящими на разных языках, сделал необходимым развитие такой системы символов письма, которая передавала бы не значение слов, а их звучание. Однако для этого должны были быть решены сложные лингвистические проблемы. Прежде всего, нужно было, чтобы слова делились на слоги, а слоги, в свою очередь, подразделялись на гласные и согласные звуки. Известно, что эта проблема впервые была решена приблизительно за 1500 лет до н. э. — при создании раннего египетского алфавита. Этот алфавит, символы которого соответствуют звукам слов, мог быть применен во всех языках. 

      Система алфавитного письма была важным фактором развития демократии в античной Греции. С каждым прогрессивным изменением общественного строя чтение приобретало все большее значение и распространение. После введения при капитализме всеобщего школьного обучения чтение впервые в истории стало общественным достоянием широких слоев населения. Хотя и следует оценить этот факт достаточно высоко, необходимо, однако, также признать, что при капитализме для чтения 

      были определены очень четкие границы как с качественной, так и с количественной точки зрения, так как здесь на процесс развития чтения действует целый ряд противоречивых обстоятельств. С одной стороны, капиталистические производственные отношения, особенно в условиях научно-технической революции, требуют наличия такого рабочего класса, который умел бы читать. Более того, монополистический капитал заинтересован в рационализации методов чтения руководящих работников государственного аппарата, высших военных чинов, а также интеллигенции, для того чтобы повысить производительность труда, а тем самым и свои прибыли, сделав при этом более эффективной капиталистическую систему производства. Еще одним очень важным фактором, оказывающим положительное влияние на рост уровня образования и чтения при капитализме, является борьба рабочего класса за свои права на получение образования, против каких-либо привилегий буржуазии. С другой стороны, действует становящийся все более реакционным характер империализма и его страх перед растущей силой народных масс. Империализм пытается все больше обмануть трудящихся, манипулировать ими, искалечить их морально и духовно. Реакционные круги осуществляют это путем ограничения средств, выделяемых на образование, особенно для рабочего класса, что приводит к так называемому кризису образования, который в различных формах проявляется в каждой капиталистической стране. Подобная же ситуация складывается и в странах, находящихся под империалистическим господством. 

      Другим способом духовного манипулирования людьми при капитализме является лишение трудящихся доступа к произведениям истинно художественной литературы из-за установления на них чрезвычайно высоких цен и заполонение книжных магазинов дешевой порнографической и бульварной литературой. 

      При социализме, который отменил привилегии на образование, ввел единую социалистическую систему образования, последовательно проводит прогрессивную культурную политику и заботится о всестороннем развитии личности, возникает новая форма чтения, количественно и качественно отличающаяся от той, которая была возможна при капитализме. 

      Выпуск книг в ГДР растет из года в год. В настоящее время на долю каждого гражданина ГДР издается 7 книг в год. Хорошей традицией стало собирать личные библиотеки. Распространение в ГДР порнографической, бульварной, декадентской литературы преследуется законом. Напротив, истинно художественная литература доступна каждому. Это является основой развития качественно нового процесса чтения. 

      Ответьте письменно на следующие вопросы: 

      3.1.В каком веке появилось чтение? 

      3.2. Когда возник первый алфавит? 

      3.3. Назовите примеры духовного манипулирования читателями при капитализме 

      Сравните свои ответы с решениями на с. 1431 

      

      4. Что такое чтение 

      Умение читать — составная часть общего уровня образования. Чтение — это процесс, который осуществляется по определенным законам. Рациональное чтение предполагает их сознательное применение. 

      Чтение представляет собой синтез физической и умственной деятельности, координирующий функции мозга и глазных мускулов. Эта координация является весьма сложным процессом. Через хрусталик глаза изображение рассматриваемого объекта проецируется на сетчатку. Затем изображения предметов с помощью зрительного нерва поступают в мозг. Однако мозг не автоматически регистрирует эти изображения, а осуществляет дифференциацию существенного и несущественного. Этот процесс обусловлен не только биологически, но и социально. Так, люди, обладающие разными мировоззрениями, могут считать существенными или несущественными весьма отличные понятия. Другая функция мозга при чтении состоит в том, чтобы придать изображению, которое передается глазом, определенное значение. Это происходит следующим образом: письменные символы слов передаются с помощью глаза в мозг, который, исходя из контекста, выбирает соответствующие значения. И здесь становится очевидным, что степень понимания при чтении обусловлена не столько анатомо-физиологи-ческой функцией мозга, сколько опытом человека и уровнем его образования, так как установление связей между символами слов и их значением зависит от уровня развития человека. 

      При рационализации процесса чтения следует учитывать следующие факторы: во-первых, должна быть обеспечена адекватная функция глаз как физического инструмента передачи письменного символа; во-вторых, эффективность чтения в решающей степени зависит от интеллектуального уровня развития читателя. Это означает, что рациональное чтение является неразрывной составной частью всеобщего образовательного и воспитательного процесса и не может рассматриваться вне его. Важный принцип рационального чтения состоит в том, что повышение общего образовательного уровня читателя создает также возможность для увеличения эффективности его чтения. Разумеется, это не происходит автоматически. Обычный читатель не располагает какими-либо научными методами чтения, а может в лучшем случае усвоить их отдельные элементы. Это не позволяет и приближенно использовать возможности повышения эффективности чтения. Они могут быть полностью реализованы только с помощью научно обоснованных и рациональных методов чтения. 

      Движение глаз при чтении. Чтобы лучше понять процесс чтения, нужно исследовать, как движутся при этом глаза. Движение глаз не является непрерывным. Они двигаются по строчкам с большой скоростью, скачкообразно, останавливаясь после каждого скачка. Скорость движения глаз неконтролируема, что на первый взгляд противоречит повседневному опыту, так как очевидно, что за ней можно следить. Дело в том, что скорость движения глаз зависит не от того, двигаем ли мы ими быстрее или медленнее, а от того, увеличивается или уменьшается количество остановок движения глаз. 

      Мы читаем только во время остановок, когда глаза фиксируют графическое изображение. Во время движения не может произойти восприятия информации. Одним из самых интересных результатов исследований является то, что продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти не изменяется, независимо от степени трудности текста. Она составляет приблизительно 1/4 долю секунды и у тех, кто читает быстро, и у тех, кто читает медленно. Движение глаз непосредственно выражает умение человека читать: для тех, кто читает хорошо, требуется меньше остановок, чем для читающих плохо. На рис. 1 изображено движение глаз человека, читающего плохо. Движение глаз 

      обозначено стрелками, а остановки — точками. Из этого рисунка видно, что читатель делает сравнительно много остановок. Рис. 2 показывает движение глаз человека, читающего хорошо. Поскольку скорость движения глаз от одной остановки до другой, а также время фиксации остаются более или менее постоянными, то различие в скорости чтения можно объяснить тем числом остановок, которые делает читатель. Поэтому тому, кто читает быстро, требуется меньше остановок, чем тому, кто читает медленно. 

      Это объясняется различной величиной поля зрения К Его можно представить в виде эллипса, горизонтальная составляющая которого у читающих хорошо находится в пределах 5 — 6 слов, а у тех, кто читает плохо, — от 1 до 2 слов. Вертикальная составляющая поля восприятия информации приблизительно соответствует 1/2 или 2/3 горизонтальной величины. 

      На рис. 3 (см. с. 18) показаны поля восприятия информации тех, кто читает плохо. Они малы, нерегулярны, а области их наложения относительно велики. На рис. 4 (см. с. 18) — поля, воспринимаемые глазами тех, кто читает хорошо. Здесь наблюдается обратная картина. Таким образом, очевидно, что большие по величине поля восприятия информации позволяют читателю делать меньше остановок, а следовательно, и быстрее читать. 

      Определить величину поля восприятия информации можно довольно легко. Для этого перед глазами читателя нужно держать зеркало так, чтобы не мешать чтению, но в то же время иметь возможность наблюдать за движениями одного глаза (не двух). Целесообразнее всего 

      1 Величина поля зрения определяется количеством слов, воспринимаемых читателем за время одной фиксации. В дальнейшем ^ты будем употреблять термин «поле восприятия информации». — Прим. ред. пер. 

      стоять при этом сзади читателя. Сначала заметным будет лишь перемещение глаза от конца одной строки до начала другой. Но спустя некоторое время вы увидите и остановки, которые глаз делает на читаемой строке. Величина горизонтальной составляющей поля восприятия информации определяется путем деления количества слов в читаемой строке на число остановок движения глаза. 

      Наряду с движением глаз слева направо по строке часто можно заметить и движение глаз в обратную сторону. Это происходит в большинстве случаев тогда, когда читатель что-то не понял. Частые движения глаз в обратную сторону типичны для тех, кто читает плохо. 

      Из этих опытов следует, что увеличить скорость чтения можно, расширив поля восприятия информации и исключив обратное движение глаз по строке. 

      Понимание читаемого материала. Цель рационального чтения состоит в том, чтобы читать быстрее и более основательно. Улучшение эффективности чтения поэтому зависит не только от скорости чтения, но и от способности понимать читаемый материал.

      Процесс чтения состоит не только в бессмысленном отражении письменных символов и их восприятии в виде слов (простое видение), но и в установлении связей между понятиями, выраженными словами. Именно тогда и происходит понимание прочитанного текста. Этот процесс осуществляется на ступени рационального познания. 

      Общеизвестно, что можно воспринимать слова значительно быстрее, чем понимать их. Эксперименты показывают, что если в течение 1/100 доли секунды проецировать слова на экран, то средний читатель сможет воспринять до 24 букв, т. е. в среднем 4 слова. Если бы процесс восприятия слов был бы аналогичен процессу понимания или чтения, то в этом случае средний читатель мог бы прочитать 24 тыс. слов в минуту. Средняя скорость чтения значительно замедляется, так как воспринимаемым словам нужно придать определенное значение. Средняя скорость чтения в ГДР составляет 180 — 220 слов в минуту при понимании 60 — 70% текста. 

      С одной стороны, нужно всегда помнить о том, что один и тот же текст может представлять весьма различную степень трудности для разных читателей. С другой — тексты, отличающиеся по трудности, должны также прочитываться по-разному, т. е. быстрее или медленнее, если надо обеспечить их адекватное понимание. Поэтому важным принципом рационального чтения является развитие подвижности чтения, т. е. согласования скорости чтения со степенью трудности читаемого текста. Поэтому цель рационального чтения должна также состоять и в том, чтобы с помощью научных методов развить у читателя способность понимать тексты. 

      Ответьте письменно на следующие вопросы: 

      4.1. От чего зависит значение, придаваемое письменным символам? 

      4.2. Когда при чтении воспринимается информация: 

      а) во время движения глаз-, 

      б) во время остановки движения глаз? 

      4.3.В какой связи находятся продолжительность остановки движения глаз и скорость чтения? 

      4.4. Почему у тех, кто читает быстро, глаза делают остановки реже, чем у тех, кто читает медленно? 

      4.5. Как определить, когда при чтении глаза двигаются в обратном направлении и сколько они делают остановок? 

      4.6. Сколько слов в минуту можно воспринимать, не понимая их значения? 

      Сравните свои ответы с решениями на с. 1431 

      

      5. Как развивается история чтения 

      Первые попытки систематического исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жава-ЛeM> который в 1879 г. занялся проблемой движения 

      глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с середины 30-х гг. в США. С тех пор этот предмет исследования и его применение на практике получили очень быстрое и широкое распространение. В последние годы аналогичная тенденция наблюдается в других высокоразвитых индустриальных капиталистических странах. Сейчас существует множество институтов, называемых «клиники чтения», которые занимаются обучением рациональному чтению и его исследованием. Особенно большое развитие они получили в США. Созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. 

      Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам чтения раз в 2 года созывает специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972, г. в Буэнос-Айресе). 

      В США уже давно развиваются научные методы чтения. Это вызвано тем, что американскому империализму необходимо наряду с преодолением неграмотности в своей стране обучать чтению на английском языке народы зависимых стран. Поскольку чтение на английском языке из-за его фонетических особенностей представляет некоторые трудности, значительные средства были затрачены на разрабатывание научных методов чтения. Кроме того, приблизительно с середины 30-х гг. проблема роста знаний в США достигла таких размеров, которые серьезно начали мешать эффективности производственного процесса, прежде всего в крупных концернах. Поэтому оказалось необходимым рационализировать процесс чтения, особенно среди руководящих работников, и качественно развить навыки чтения. Непосредственное воздействие этих мероприятий на повышение производительности труда и прибыли монополий явилось основной движущей силой дальнейшего развития и пропаганды рационального чтения. 

 

  {/spoilers}

УЧЕБНИКИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ, ЧТЕНИЮ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ВС

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ И КНИГ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО РОДНОЙ РЕЧИ И ЧТЕНИЮ

БОЛЬШЕ НЕТ
БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика