Угон «крылана»
Рано утром в сентябре 1976 года над японским городом Хакадатэ раздался рев реактивного двигателя. Выйдя на улицу, жители видели в небе странный самолет. Пролетев над городом три круга, самолет пошел на посадку в сторону гражданского аэродрома. Управлял сверхсекретным истребителем-перехватчиком Миг-25 офицер Виктор Беленко.
В тот утро в Чугуевском полку отрабатывали обычные летные упражнения. Когда полетное задание было отработано, истребитель Беленко вдруг исчез с экранов радаров. Все попытки связаться с летчиком потерпели неудачу. В авиаполку была поднята тревога.
Беленко хорошо зоны ответственности ПВО. Знал он и районы, через которые можно было пройти незаметно. Именно этим он и не преминул воспользовался. У дальневосточных сил ПВО просто не было шансов его остановить. А вот РЛС сил самообороны Японии, располагающихся на острове Хокайдо, засекли истребитель. Чуть более, чем через 7 минут после обнаружения самолета поднялась на перехват Беленко вышла пара «Фантомов». Но пока центр управления воздушным полетами старался распознать цель, истребитель, в результате первоклассного маневра, исчез с экранов радара.
Беленко оставалось всего лишь совершить посадку. Однако план сесть на американской военной базе в Японии не осуществился по причине плотного тумана. Тогда он решил направить свой истребитель на гражданский аэродром. Во время посадки Миг-25 чуть было не столкнулся с пассажирским самолетом. А по причине малой длины взлетно-посадочной полосы, самолет выкатился за ее границы на грунтовое поле. Так, не имеющий аналогов в мире сверхсекретный истребитель, оказался в Японии.
Кадры, на которых Беленко стреляет в воздух из табельного оружия, а потом ждет кого-то, стоя у самолета, облетели весь мир. Он прекрасно знал, что американская разведка давно охотится за Мигом. Именно на это и была сделана ставка. Как только узнали о предательстве, Советский Союз потребовал скорейшей выдачи пилота с самолетом. Но и США очень активно, на дипломатическом уровне, давили на Японию, реализуя совсем другие цели – как можно дольше удерживать Миг в Японии и не передавать Беленко.
Однако уже в тот же вечер под пристальными прицелами камер Беленко с закрытым лицом посадили в машину и увезли.
Позже с места стоянки на транспортнике американских ВВС Миг погрузили и перевезли на японскую авиабазу. Несмотря на протест Советского Союза американские инженеры разобрали самолет «до винтика», выясняя все интересующие детали. Только спустя некоторое время в разобранном виде он был возвращен.
До сих пор неясно кем был Беленко: агентом американских спецслужб или просто предателем. Но ясно одно – ущерб, который случился в результате его действий был просто огромен.
В начале 80-ых году Беленко получил американский паспорт. О дальнейшей судьбе Беленко почти ничего не известно. По одним данным он стал старшим офицером ВВС США. По другим – погиб в автокатастрофе.