Первые авианосцы вмф ссср
Первенцами в советском кораблестроении авианесущего флота стали противолодочные крейсеры-вертолетоносцы "Москва" и "Ленинград"проекта 1123, которые встали в строй ВМФ соответственно в 1967 и 1969 годах.
Создание данных вертолетоносцев явилось даже не качественным прорывом, а революцией в области кораблестроения СССР. Корабли обеспечивали размещение на борту 14 палубных вертолетов Ка-25. При длине-189 метров, ширине-34 метра, полном водоизмещении-14600 тонн ПКР могли давать ход до 30 узлов, что составляет примерно 55 км/час. При этом вертолетоносцы имели мощное ракетное, торпедное, бомбовое и артиллерийское вооружение. По эффективности противолодочных средств, ходовым характеристикам и количеству вертолетов они превосходили свои аналоги в зарубежных флотах.
"Киев"
Постановлением Правительства СССР в сентябре 1968 года по предложению Минобороны на судоверфях г.Николаев прекращено строительство 3-го корпуса корабля данного типа. Было принято решение о строительстве ПКР по новому проекту 1143 "Кречет", в дальнейшем (1977 г). В 1970 года на ЧСЗ был заложен головной корпус этой серии "Киев."
"Киев"
Новый корабль имел водоизмещение (полное) 41000 тонн, длина его составляла 273,1 м, ширина – 31 м, при ширине взлетнопосадочной палубы - 49,2 м. При своих колоссальных габаритах крейсер мог развивать скорость хода до 32 узлов (59,3 км/час). На его борту размещалось 18 самолетов с вертикальным взлетом-поадкой ЯК-38, 18 вертолетов Ка-25. Корабль был оснащен пртивокорабельным ударным комплексом "Базальт", основной целью которого было уничтожение ударных корабельных (в первую очередь авианосных) группировок противника, имел мощную ракетную и артиллерийскую противовоздушную защиту, эффективное противолодочное вооружение. Уникальные технологии обеспечивали противоторпедную защиту корпуса корабля
"Москва"
"Ветер перемен" роковых для армии и флота 90-х не оставил никаких шансов для крейсеров- вертолетоносцев. В июне 1991 года был исключен из состава ВМФ ПКР "Ленинград", в ноябре 1996 года спущен флаг ВМФ СССР на ПКР "Москва". Оба корабля были уведены на буксирах в Индию ("Ленинград" в августе 1995г, "Москва" в мае 1997 г), где были бесславно разрезаны на металлолом. Для полноты картины о сроках службы кораблей данного класса необходимо привести справочку, что зарубежные аналоги первых советских авианесущих кораблей состояли на вооружении флотов более 40 лет.