Красный флот Часть - 6 "Готовность к большой войне - плюсы и минусы"
История красного флота
К 22 июня 1941г. наш флот представлял собой довольно большую силу: по числу подводных лодок – первый в мире, по надводным кораблям делил 5-е место с Германией и Францией. Имелась многочисленная морская авиация и береговая артиллерия. Удалось сделать очень многое: восстановить судостроительную и судоремонтную промышленность, ввести в состав флота множество кораблей советской постройки, достроить или модернизировать царские. Качество новых кораблей к концу 30-х повысилось, и они вполне соответствовали уровню тогдашнего кораблестроения, кроме средств радиолокации и гидроакустики. Крейсера 26 проекта вообще были удачными кораблями, будучи легкими крейсерами, они имели вооружение тяжелых крейсеров, и превосходили легкие крейсера Германии, Японии, Италии по огневой мощи и живучести. Из подводных лодок самыми удачными были подводные лодки «С» и «Л», а так же мощные подводные крейсера «К».
Имелись и серьезные недостатки в подготовке Красного флота к войне:
1)Недостаточный уровень боевой подготовки личного состава, особенно офицерского корпуса, вызванный его быстрым ростом, отчасти политическими репрессиями.
2)Ошибочная тактика, которую готовились применять наши моряки: так подводники обрекались на пассивные действия в назначенных районах, были обязаны часто связываться со штабами, обрекая тем самым себя на вскрытие района патрулирования из-за радиопеленгации противника. В тоже время огромное значение придавалось оборонительным минным постановкам, без учета реального соотношения сил на море.
3)Слабое развитие минно-тральных сил, командование ВМФ и руководство страны гналось за призраком большого флота и пыталось построить массу линкоров и крейсеров, позабыв, о постройке должного количества тральщиков, особенно базовых и эскадренных. Как результат именно немецкие и финские минные поля станут главным противником и настоящим бедствием для Балтийского флота. К сожалению, советские моряки не были готовы бороться с магнитными донными минами, с которыми впервые сталкивались еще в 1919г. на Северной Двине, но о них успешно забыли, а ведь немцы их активно применяли с самого начала Второй мировой войны.
4)Слабость военно-морской разведки, причем как тактической – не было достаточно дальних морских самолетов разведчиков, так и агентурной, радиотехнической.
5) Устарелость гидроакустического оборудования, которое оставалось на уровне конца Первой мировой войны, малое количество радиолокаторов.
6) Слабость корабельного ПВО, из-за нехватки зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов и устаревших систем управления зенитным огнем, а так же слабость нашей истребительной авиации. В тоже время именно немецкая авиация стала главным противником советского флота, особенно на Черном море. Так основными зенитными средствами были полуавтоматические 45мм пушки – по сути, переделка знаменитого противотанкового орудия и зенитно-пулеметные установки на основе пулемета Максим. Эффективных 37мм автоматов 70-к и крупнокалиберных пулеметов ДШК было очень мало.
7)Ошибочные оценки характера будущей войны. Флот СССР готовился воевать с Англией и Японией, на Черном море с Италией. Вероятная война с немцами представлялась в виде короткого периода оборонительных боев, после которого Красная Армия и Флот будут освобождать Европу от фашистов. То, что противник сможет так глубоко проникнуть на территорию СССР, представить никто не мог. Базы были хорошо защищены в основном от морского нападения, очень много кораблей ремонтировалось в приграничных базах, в которых заодно были сконцентрированы огромные запасы боеприпасов, ценного имущества. Готовясь к морским боям на океанских просторах и мечтая иметь огромный линейный флот, наши моряки не захотели развернуть форсированное строительство артиллерийских кораблей для обстрела побережья. Не строились тяжелые мониторы и бронированные канонерские лодки.
8) Не было специальных десантных кораблей, которые учитывая советские реалии, могли быть и канонерскими лодками, и минными заградителями. Я говорю о Эльпидифорах и быстроходных десантных баржах, которые немцы строили сотнями.
9)В составе флота было много малоценных боевых кораблей, построенных в соответствии с концепцией «малого флота». Я говорю о подводных лодках типа «М» и глиссерных торпедных катерах, которые показали очень низкую эффективность. Первые из-за малого боезапаса, вторые из-за недостаточной мореходности. Малые охотники МО-2 и МО-4 были намного более удачными, к сожалению, не удалось запустить в производство большие охотники 122 проекта.
10) Последним, пожалуй, самым серьезным недостатком стала нерешительность нашего военно-морского командования, которое начиная с Первой мировой войны всячески старалось избежать риска потери крупных кораблей, в результате дорогостоящие, мощные корабли простаивали в тыловых базах, тогда как воевали слабые и устаревшие.