Биография советского и белорусского писателя Василя Владимировича Быкова
Василь Владимирович Быков
Родился Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 года в небольшой деревушке бычки Ушатского района Витебской области в краю лесов и озер. Родители, Владимир Федорович и Анна Григорьевна, всю жизнь жили в деревне, работали в колхозе. Вот что говорит о них Василь Быков : "отец был строг к нам, детьми, вообще мы его побаивались . Мать же наоборот-очень мягкая и добрая, я никогда не слышал от нее громкого слова - все с лаской и добротой...". Земная дорога Анне Григорьевне выпала очень нелегкая, но продолжительная. Мама скончалась на девяностом году жизни (осенью 1984 г.). Отец участвовал в Первой мировой войне, с армией Самсонова попал в плен. После освобождения из плена участвовал в гражданской войне, потом в мирное время много работал в колхозе. Умер на восьмидесятом году жизни (1966 г.).
Детские годы будущего писателя прошли в условиях нелегкой довоенной жизни. В. Быков вспоминал: "Я не люблю своего детства. Голодная жизнь, когда нужно идти в школу, а нечего покушать и одеть ... единственное, что было радостью, так это природа и книги. "В автобиографии писатель пишет: "Майн Рид, Жюль Верн, Джек Лондон, a также Гайдар, Горький, Толстой – вот властители моих тогдашних дум, те кто зажег в душе огонек надежды и позвал к другому и светлому". А еще Василий любил рисовать. Это были, пожалуй, главные юношеские увлечения будущего известного писателя – "запойного", как он сам подчеркивал, чтение книг и рисование. Неслучайно после окончания восьми классов Кублицкой средней школы Василь Быков поступил на художественное отделение Витебского художественного училища, а потом переведен на скульптурное отделение. В 1940 году отменили стипендии, и это обстоятельство вернуло будущего писателя снова в деревню. Пришлось доучиваться в средней школе, которую он закончил накануне войны. Перед самой войной Быков оказался на Украине. Он собирался поступать в индустриальный институт в г. Шостка Сумской области. Но началась война. Будущий писатель был мобилизован на оборонительные работы в инженерный батальон. Потом были бои на Юго-Западном фронте, пехотное училище в Саратове. С 1943 г. воевал на 2-м и 3-м Украинском фронтах. Был дважды ранен, лежал в госпиталях. В 1944 г. родители В. Быкова получили сообщение, что их сын погиб смертью храбрых в боях с немецко-фашистскими захватчиками возле Кировограда (это было отмечено на обелиске).
Но В. Быков выжил и воевал дальше. "Судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения, от имени тех, что с юности познали войну и возмужали духом c оружием в рукам, для которых день жизни был ровен веку жизни", - отметил Чингиз Айтматов. Василь Быков с действующей армией прошел Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию — старшим лейтенантом, командиром взвода полковой, потом армейской артиллерии. Служил на Украине, в Беларуси, на Дальнем Востоке.
После демобилизации (1947) жил в Гродно, работал художником в гродненских мастерских, в редакции Областной газеты "Гродненская правда "(1947-1949). В 1949-1955 гг. снова служил в Советской Армии. Окончательно демобилизовавшись (майор запаса), работал литературным сотрудником, литературным консультантом и выступал как журналист газеты "Гродненская правда" (1956-1972). В областной и республиканской печати появлялись его зарисовки, фельетоны, очерки. Был избран секретарем Гродненского отделения СП БССР (1972-1978), a членом СП СССР являлся с 1959 г. В 1978 году переехал на постоянное место жительства в Минск. С этого времени занимался исключительно творческой работой.
Творческий путь писателя начинался незаметно - с рассказов, которые были напечатаны в журнале " Вожык " (1947, "Допекло"), газете "Гродненская правда" (1949, " В первом бою"). Но сам Василь Быков свою писательскую судьбу отсчитывает с 1951 года, когда на Курилах, где в то время служил, написал рассказы "Смерть человека" и "Обозник". Их он послал на отзыв Михаилу Лынькову. Несмотря на вообще удачный творческий дебют, Василь Быков не был убежден в том, что литература — его жизненное призвание. С героя рассказа "В первом бою" Николая Бережного начались Быковские герои — молодые офицеры и солдаты с трагической фронтовой судьбой. Первый сборник "Ход конем" (1960) раскрывает послевоенную жизнь советских людей, их взаимоотношения в работе, быту, показывает рождение новых качеств в характеры человека, особенно молодежи.
Конец 50-x-начало 60 — x годов для Василя Быкова - время поисков самого себя. Он пишет сатирические миниатюры, историко-приключенческую повесть "Последний боец", серию новелл на морально-этические темы, второй цикл военных рассказов, очерки, рецензии. Эти произведения свидетельствуют о том, что их автор шел к своему открытию мира, к аналитическому исследованию человеческого бытия, решительно отказываясь от «мелкотемности», описательности. Каждое произведение было для него своеобразной школой мастерства, перо писателя взрослело, почерк приобретал большую индивидуальную окраску, язык — четкость и точность. Василь Быков приближался к раскрытию тех трагических событий 1941-1945 гг., с которыми сталкивается главный герой его повестей.
В повести "Журавлиный крик" (1959) писатель обратился к военной теме, чтобы остаться ей верным почти все время. В последующих его повестях предстает перед читателем предельно истинное отражение войны. Его произведения неизменно несут в себе сильный заряд моральной энергии, необходимой человеку сегодня.
Широкая известность пришла к Быкову после публикации повести "Третья ракета" (1961). Тема человека на войне также проходит через повести "Ловушка" (1962),"Альпийская баллада" (1963), "Проклятая высота" (1968).
В застойные годы официальная критика незаметно относилась к бескомпромиссным повестям Василя Быкова о войне. Один из самых остро-правдивых его произведений "Мертвым не больно " (1965) увидел свет на то время только в журналах "Молодость" и "Новый мир", благодаря гражданскому мужеству их редакторов Пимена Панченко и А. Твардовского. Василя Быкова обвиняли в том, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду, очерняет героических советских воинов. Многие читатели требовали включить "Мертвым не больно" в собрание сочинений Ваиля Быкова. Общественное мнение победило - повесть была включена в 4-й том собрания сочинений писателя.
В 70-е годы Василь Быков продолжает цикл повестей на военную тему: "Сотников" (1970), "Обелиск" (1971), "Дожить до рассвета" (1972), "Волчья стая" (1974), "Его батальон" (1975).
Военные повести Василя Быкова - это высокохудожественные произведения, из которых состоит героический эпос о Великой Отечественной войне. В их автор утверждает, испытанные в пламени борьбы с фашизмом, идейные и нравственные качества:
верность извечным общечеловеческим ценностям, интернационализм, любовь к родной земле, высокое достоинство человека-труженика и воина. В творчестве В. Быкова прослеживаются идейно-эстетические поиски советской литературы последнего времени, дальнейшее развитие таких ее неотъемлемых качеств, как философичность, аналитичность, психологизм, глубокое раскрытие внутреннего мира человека, его поведения в экстремальных условиях военных лет. В партизанском цикле повестей ("Круглянский мост" (1968)," Пойти и не вернуться" (1978), "Знак беды" (1982) с особой силой проявилась проблема трагичности, извечная тема выбора в сложных условиях оккупированной территории и партизанской борьбы народа против фашистов.
Не менее остро показал писатель и события коллективизации, к которым впервые обратился в повести "Знак беды". В белорусской литературе никто так обнаженно-правдиво, с болью, обоснованно не показал бессмысленность, жестокость сталинских методов обобщения крестьянских хозяйств, вытравливания в крестьянине-труженике любви к земле-кормилице, истребления его хозяйственных традиций. Эту тему писатель продолжает исследовать и в повести "Облава".
Переосмысление прошлого стало главным направлением, по которому двигалась Быковская мысль в 80-е годы. Писатель переосмысливает и заметно уточняет многое из того, что уверенно утверждал в своих произведениях. В романе "Карьер" (1985) соединены современность и война. Сложную судьбу человека в условиях фашистской оккупации писатель показывает в повести "В тумане" (1988). "Облава" (1989) имеет реальную жизненную основу. В. Быков акцентирует внимание на зловеще-разрушительной сущности времени и говорит о катастрофизме духовного бытия в целом. С суровым реализмом в отражении событий написана Быковская "Стужа" (1969, 1991).
В 90 - е годы В. Быков берет на вооружение рассказ – самый мобильный и содержательный жанр литературы: "На черных льдах", "Бедные люди" (оба – 1994), "Желтый песочек", "Зенитчица", "Полководец", "Политрук Коломиец", "Подаренная жизнь" (все – 1995).
Повесть "Полюби меня, солдатик"(1996) тематически связана с циклом "военных" рассказов. Повесть " Волчья яма "(1999) рассказывает о жизни в Чернобыльской зоне. Чрезвычайно сложные реалии военной действительности предстают из повести "Болото" (2001). Еще одна ипостась писателя-современный Быков, автор "Басен жизни" с философско-аллегорическим содержанием: "Стена" (1995), "Музыка", "Народные мстители" (оба – 1997), "Волчья яма", "Мальборо", "Три неустановленных слова", "Труба" (все – 1998), "Главный кригсман", "Хуторанцы", "Апологетика "Нагано", "Кошка и мышка" (все – 1999). Выходят книги прозы "Стена" (1997), "Пахаджане" (1999). Быковские притчи вошли в общую книгу Рыгора Бородулина и Василя Быкова "Когда ругаются души " (2003). Увлечение рисованием, заявившее о себе еще в детстве, не прошло со временем: Василь Быков делал зарисовки и на войне, и после войны - "для себя". Его рисунки-черно-белая графика-помещены в книге Рыгора Бородулина "Письма в Хельсинки". В годы перестройки В. Быков активизировался как общественный деятель, публицист. Его выступления, статьи, интервью составили сборники "На крестах" (1992) и "Крестный путь" (1998). Писатель подытожил итоги своей жизни и творчества книгой воспоминаний "Долгая дорога домой" (2002). Эта книга-прощание. Она рождалась тогда, когда Быков уже знал, что совсем скоро ему придется покинуть Белый свет. Книга охватывает всю жизнь писателя, начиная с самого детства. Она создавалась по памяти, без использования документальных материалов, так как весь архив писателя оставался в Минске. Известно, что последние годы своей жизни Василь Быков находился в вынужденной эмиграции. Государственные власти запрещали печатать произведения Василя Быкова, в прессе и на телевидении была травля писателя. С 1998 года по приглашению финского ПЕН-центра он жил в Финляндии. Когда в конце 1999 года Василь Быков вернулся на родину, гонения начались с новой силой. Писатель, вновь вынужденно покинувший Беларусь, жил в Германии, в городе Франкфурт-на-Майне. Позже, по приглашению президента Чехии Вацлава Гавела, Быков жил в Чехии. В мае 2003 года писатель, уже неизлечимо больной, вернулся в Минск, чтобы умереть на родине. Умер великий белорусский классик 22 июня 2003 года. Похоронен Василь Быков с большим народным трауром на Восточном (Московском) кладбище среди самых знаменитых сыновей Беларуси. На родине писателя сейчас действует усадьба-музей В. Быкова. Но и после смерти Василя Быкова появляются на страницах печати неизвестные белорусскому читателю произведения. В Книгу "Блиндаж" (2007) вошли повести "Блиндаж"(1987) и "Последний боец" (1958), которые ранее не включались автором в ни один свой сборник. Продолжает тему членства книга "Дожить до зеленой травы" (2008). Книгу под таким названием В. Быков и Рыгор Бородулин писали 43 года. Состоит она из дружеской переписки двух выдающихся творцов, которая началась в 1960-м и завершилась в 2003-м. Одной из последних работ В. Быкова стали рассказы Бориса Кита, записанные Василем Быковым летом 2001 г., которые позже вошли в Книгу "Гражданин мира" (2004). Каждый из 12 рассказов начинается лирически-беллетристическим отступом самого В. Быкова, который при этом колоритно характеризует немецкие реалии и рассказчика.
По произведениям В. Быкова поставлены кинофильмы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1966), "Дожить до рассвета" (1975), "Волчья стая" (1976), "Обелиск" (1977), "Восхождение" (1977, по "Сотникову", режиссер Л. Шапитько) "Знак беды" (1985), короткометражный фильм "Ловушка", телефильм "Длинные версты войны" (1976, по повести "На восходе солнца"). В. Дашуком создан фильм про В. Быкова "Восхождение" (1985). Пьеса "Последний шанс" широко ставилась в театрах страны. Были инсценированы его повести: "Обелиск" (Москва), "Альпийская баллада" (Москва), "Дожить до рассвета" (Москва), "Знак беды" (Гомель, Ленинград, Минск), "Пойти и не вернуться" (Кострома, Москва, Чернигов), "Сотников" (Ленинград, Могилев), "Третья ракета" (Киев, Москва) и др. Балет "Альпийская баллада" (1967) написал Я. Почв, на его же основе создал "Сюиту из балета "Альпийская баллада". Оперу" Тропою жизни" (1980, согласно "волчьей стае") создал г. Вагнер. В 1990 году постановка радиоспектаклей по повестям Василя Быкова" В тумане "и" Карьер " отмечен Государственной премией БССР. Свои лучшие стихи белорусскому классику посвящали Рыгор Бородулин, Нил Гилевич, Владимир Короткевич, А. Салтук, Евгения Янищиц, С. И другие. К творчеству писателя обращались художники А. Кашкуревич, И. Немогай. Портреты В. Быкова написали М. Будовей, Л. Дробей, М. Савицкий и др. Литературный талант Василя Быкова получил высокую оценку. Он стал народным писателем Беларуси (1980), Героем Социалистического Труда (1984), лауреатом литературной премии имени Я. Коласа (1964, за повесть "Третья ракета"), Государственной премии СССР (1974, за повести "Обелиск", "Дожить до рассвета"), Государственной премии БССР имени Я. Коласа (1978), за повести "Волчья стая", "Его батальон"), Ленинской премии (1986, за повесть "Знак беды"). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, Дружбы народов, многочисленными медалями. Василь Быков входил в состав правления СП СССР, совета СП БССР, Республиканского совета Фонда мира. Писатель-почетный гражданин Ушачского p-на Витебской обл. Выбирался депутатом Верховного Совета БССР (1978-1989), народным депутатом СССР (1989). Являлся членом Общественного редсовета "Литературной газеты" и одним из авторов "Рижского обращения " (1990). Был президентом белорусского ПЕН-центра.
Творчество Василя Быкова получило признание и за пределами нашей страны. В 1996 году он был награжден орденом "За заслуги перед Итальянской Республикой", в 1997 году отмечен российским "Орденом Дружбы", a в 1999 году Василь Быков был награжден российской независимой премией "Триумф".