Еврейский вопрос в Стране Советов
Лехаим, товарищи!
Еврейский вопрос существует в мире столько времени, сколько существуют сами евреи. Начиная с Древней Персии и по сегодняшний день, еврейский народ оказывается объектом политики. И каждая страна решала еврейский вопрос, исходя из своих убеждений, вероисповедания, выгоды.
Русские князья, первый русский царь Иван IV Грозный, а впоследствии и пришедшие к власти Романовы, категорически запрещали евреям селиться на территории Российской империи, кроме тех, кто принимал православную веру. Евреев не допускали даже для участия в ярмарках, предпочитая терпеть убытки, но не допускать «врагов Христовых» на земли Российской империи. Дело в том, что православная церковь, которая имела огромное влияние на венценосцев, не терпела присутствия иудеев на своей вотчине. Первые еврейские общины появились на землях Российской империи в конце XVIII - начале XIX веков в результате присоединения земель после раздела Речи Посполитой. Это территории Новороссии, Белоруссии, некоторые районы современной Украины, Бессарабии и Польского царства. Как и коренные народы империи, так и вновь принятые, не могли выбирать место проживания самостоятельно. Поэтому те евреи, которые жили на присоединённых к Российской империи территориях, там же и остались, им была определена черта оседлости, то есть место, где они могли жить и заниматься торговлей и ремёслами. Следует сказать, что евреи никогда не были крепостными. Для приобщения их к крестьянскому труду правительством выделялись достаточные средства, домашние животные, освобождение от уплаты налогов в среднем на 5 лет, освобождение от воинской службы, но все эти начинания шли прахом. Не желали иудеи заниматься обработкой земли, коров съедали, дома были в запущенном состоянии, взрослые и дети болели. И снова шли к властям просить денег. А заниматься торговлей, ростовщичеством, контрабандой евреям власти не позволяли. Такие льготы, которые предоставлялись еврейскому населению, не предоставлялись в Российской империи никакому другому народу. То, чему был бы несказанно рад крестьянин, еврею было ни к чему.
В Англии, Франции евреи получили равные права с остальными жителями в конце XIX века, (а погромщиками там были короли, начиная с XIII века). Такие шаги были предприняты не столько из принципов равенства, сколько из практических соображений, еврейский народ умел обращаться с деньгами. В Российской империи процесс уравнивания в правах шёл очень медленно, влияние православной церкви было очень сильно и на императора, и на его подданных. Антисемитизм пустил глубокие корни в народных массах России. А в Европе овладевают умами «левые» идеи, которые находят своих последователей и в России.
В 1881 году в первый день марта народовольцы убили Александра II, царя, который значительно расширил права евреев. Среди народовольцев было несколько евреев, и уже через 1,5 месяца по местам компактного проживания евреев (Кишинёв, Киев, всего 166 городов) проходят еврейские погромы, в ходе которых имущество иудеев уничтожается или разграбливается, но жертв мало. В конце 19-го века на территории Российской империи проживали 5,1 миллиона евреев, после погромов правительство снова «закручивает гайки», запрещая евреям заниматься коммерческой и юридической практикой. К 1914 году 2 миллиона евреев уехали из страны, преимущественно в США. Еврейская молодёжь активно включилась в революционную деятельность, из всего числа революционеров разной направленности, евреи составляли треть. Численность населения Российской империи в 1913 году была около 175 миллионов, а евреев – чуть больше 5 миллионов, да и те активно эмигрировали. Кто делал революцию - понятно из этих цифр. В 1917 году евреи впервые заняли многие высокие должности в правительстве, фактически, впервые в своей истории основали новое государство, Советскую Россию, а затем и СССР. Их вклад в революционное движение огромен. Советская Россия в 1918 году впервые принимает закон, устанавливающий ответственность за антисемитизм. В том же 1918 году расстреляны 400 солдат Красной Армии, обвинённых в антисемитизме. Во время гражданской войны евреев громили все, кому не лень – и белогвардейцы, и петлюровцы. Местечки опустели, все, кто мог, уезжали в крупные города и столицы. Еврейское население Москвы с 1920 по 1923 годы выросло почти втрое, Петрограда – в два раза. В общем, отношение советской власти к евреям было положительным, образовали даже комитет трудящихся евреев – Комзет.
Расселение евреев в Крыму и на украинских землях, активно начавшееся в середине 20-х годов, власти вдруг прекратили и перенесли внимание на Дальний Восток, где в 1930 году основали Еврейскую автономную область. В 1944 году видные еврейские деятели И. Эренбург и И. Фефер пишут письмо Сталину, где просят организовать Еврейскую АО в Крыму, Сталин отказал. Все значительные посты в партии, Коминтерне, Народных Комиссариатах занимают евреи. Большинство из них связаны с Троцким (Бронштейном), состоящим в оппозиции и вынашивающим планы захвата власти. В 1936-38 годах прошли кардинальные чистки, устранены от власти Каменев (Розенфельд) Лев Борисович, Зиновьев (Радомысльский) Герш Аронович, руководители ГУЛАГа в большинстве своём – евреи. В то же время представители искусства, это С. Маршак, И. Ильинский, Ю. Райзман, Д. Шостакович, М. Исаковский и другие, получают Сталинские премии.
Во время войны 1939-45 годов было уничтожено порядка 2 миллионов евреев, это преступление нацистов объявили Холокостом и цифру увеличили до 6 миллионов. А убийство славян, например, Холокостом не считается, хотя из 27 миллионов погибших в войне, 24 - славяне!
Но это на государственном уровне, а на бытовом – всё спокойно. Еврейские родители старались дать своим детям высшее образование. Стоматологи и юристы, работники торговли, парикмахеры и руководители производства, актёры и музыканты, педагоги – эти профессии были приоритетными в еврейской среде. Сталин активно содействовал созданию Израиля, полагая, что это облегчит борьбу с космополитами, но советские евреи не спешили на «землю обетованную». Только после 6-дневной войны у советских евреев взыграли национальные чувства и с 1969 по 1975 более ста тысяч советских граждан стали гражданами Израиля. Поток репатриантов вскорости заметно иссяк. Обустраивать новую родину, работать в кибуцах при жаре 40 градусов – это не на скрипке играть.
Вторая волна эмиграции пришлась на перестроечные времена.
Как бы ни относились к евреям в СССР, никто не станет отрицать тот весомый вклад этого самобытного народа в общее культурное наследие. Как представить советскую культуру без стихов С. Я. Маршака, без великолепной М. Плисецкой, без В. Высоцкого, наконец! Вклад в науку А. Сахарова, Л. Ландау, И. Шкловского так же трудно переоценить.