Как повлияла антиалкогольная кампания 80-х на советскую экономику

Одним из самых масштабных мероприятий периода перестройки стало проведение антиалкогольной кампании. Знаменитый лозунг «Трезвость — норма жизни» наиболее полно характеризует смысл данной политики. 

 

Алкоголь и социализм не совместимы

 

Всеми силами стремясь искоренить наиболее злободневную проблему населения, правительство СССР отдавало предпочтение жестким методам. Сначала цены на алкогольную продукцию резко повысились, а затем спиртные напитки и вовсе стали постепенно исчезать с прилавков. При желании приобрести бутылку водки покупатель был обязан предъявить специальный талон. Такие меры, однако, не способствовали снижению уровня алкоголизма в СССР, а напротив, лишь вынуждали жителей искать хитрые пути обхода существующего запрета. 

 Яд самогона

 

Стоит отметить, что это не первая попытка ввести сухой закон в Советском Союзе. Запрет на производство спиртного был наложен большевиками в 1917 г., но уже в 1923 было издано постановление о возобновлении выпуска алкогольной продукции. Так же известна кампания 1929 г., в ходе которой в соответствии с решением советского правительства закрылось множество питейных заведений. В результате этого значительно сократились объемы производимых товаров на пивоваренных заводах в столице и других крупных городах. 

 Большевики боролись с пьнством

 

Впоследствии правительство СССР только ужесточало свою политику. За кампанией 1929 г. последовали и другие — запрет на продажу спиртного вводился и в 1958-м, и в 1972-м.

 Однако наиболее известна кампания 1985-1990 гг., проводившаяся в период правления Михаила Горбачева, занимавшего в то время пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

Истоки антиалкогольной кампании

 

Беспокойство по поводу того, что высокий уровень алкоголизма среди населения причиняет ущерб экономике страны, выразил еще предшественник Горбачева на посту генсека, Юрий Андропов. В начале 80-х жители СССР стали потреблять гораздо больше спиртных напитков, чем когда-либо. В среднем, 10,5 л в год. Ни во времена царской России, ни в сталинскую эпоху количество алкоголя, потребляемого одним человеком в год, не превышало 5 л. Теперь же каждый гражданин Советского Союза за год около 90 бутылок водки, а с учетом самогона, вин, пива и других хмельных напитков — более 110. 

 Черненко

Юрий Андропов

Вспомнив слова Андропова о резком снижении уровня национальной экономики, члены Политбюро ЦК КПСС Михаил Соломенцев и Егор Лигачев, решили взяться за разработку мер, которые помогли бы правительству в борьбе с массовым алкоголизмом. 

 

  Егор Лигачев, Михаил Горбачев

Слева на право: Егор Лигачев, Михаил Горбачев

Вскоре были сделаны первые шаги в области претворения антиалкогольной кампании в жизнь. Так, уже 7 мая 1985 г. были приняты два важнейших постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которые и определили направление противоалкогольной политики. Значительно сократился объем производимых спиртных напитков, а места, в которых продавали алкоголь, теперь найти было трудно. 

 

16 мая 1985 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», в соответствии с которым по отношению к гражданам, нарушавшим сухой закон, применялись административные и уголовные меры. Данный Указ действовал на всей территории СССР. Изготовление самогона

 

bor'ba-s-p'yanstvom7.jpg

 

Основной статьей доходов СССР являлась продажа алкогольных напитков. Серьезный ущерб был нанесен не только производителям, но и торговым предприятиям. Вместе с введением сухого закона закрылось большое количество магазинов. Время продажи спиртного было ограничено — с 14:00 до 19:00. Кроме того, цены на ликероводочную продукцию продолжали расти: 1986-м минимальная цена бутылки водки составляла около 9 руб. (при условии, что среднестатистический житель СССР за месяц зарабатывал 196 руб.). 

 Производство водки в СССР

 

Правоохранительные органы строго следили за употреблением алкоголя в общественных местах — за распитие спиртных напитков на улице, в парках и скверах нарушитель мог быть уволен с работы. 

 

Впрочем, с сокращением производства алкогольной продукции мало кто отказался от употребления спиртного. На замену покупным напиткам пришел изготовляемый в домашних условиях самогон. 

 Борьба с самогоноварением в СССР

 

Больше всего из-за противоалкогольных мероприятий пострадала такая отрасль, как виноделие. Вместо производства вин правительство планировало вложиться в выращивание столовых сортов ягод. Однако никакой материальной поддержки хозяева виноградников от государства не получали — денег не выделяли даже на уход за деревьями. 

 

Самой радикальной мерой, пожалуй, являлась массовая вырубка виноградников. Виноградные насаждения на территории всего Советского Союза подверглись беспощадному уничтожению. Так, Молдавии было вырублено около 80 тыс. га виноградников, на Украине — 60. Также существует распространенное мнение, что заниматься раскорчевыванием виноградных деревьев заставляли насильно. К примеру, бывший главный инженер популярного в то время винзавода «Cricova» в Молдавии, Валентин Бодюл, в одном из интервью признался, что работники вынуждены были в выходные дни рубить деревья с помощью топора, а в случае сопротивления распоряжению, защитникам винограда угрожали тюремным сроком. 

 

 bor'ba-s-p'yanstvom5.jpg

 

В самой России за весь период проведения антиалкогольной компании из 200 тыс. га виноградных деревьев было уничтожено 32 тыс. Восстанавливать поврежденные виноградники не планировалась. Что же касается урожая ягод, то их собрать удалось значительно меньше (по сравнению с периодом 1981-1985 гг.) — 430 тыс. тонн вместо прежних 850 тыс. 

Влияние на экономику страны

Антиалкогольная кампания, можно сказать, причинила серьезный вред государственному бюджету. Около четверти поступлений в госказну приносила продажа алкоголя, соответственно, вместе с упадком производства спиртного уменьшились и доходы страны. Таким образом, вместо прежних 60 млрд. руб. в 1986 г. от пищевой промышленности в казну поступило 38 млрд., а через год, в 1987-м, — всего 35 млрд. Ситуацию усугублял начавшийся в то время экономический кризис.

 

Неудачная борьба с алкоголизмом в СССР была расценена как один из самых провальных правительственных проектов 80-х. Егор Лигачев, являвшийся организатором антиалкогольной кампании, осознавал свою ошибку. «Мы хотели быстро избавить народ от пьянства. Но мы заблуждались! Чтобы справиться с пьянством, нужны долгие годы активной, умной антиалкогольной политики», — говорит Лигачев. 

 bor'ba-s-p'yanstvom.jpg

Так или иначе, нельзя дать однозначную оценку данной кампании. С одной стороны, отсутствие алкоголя на прилавках побуждало людей самостоятельно производить спиртосодержащие суррогаты, что шло вразрез с основной целью мероприятия — снизить уровень пристрастия к алкоголю среди граждан. С другой — продажа спиртного действительно сократилась в 2,5 раза. Отказ от алкогольных напитков способствовал увеличению продолжительности жизни в стране и сокращению смертности. 

Читать похожий материал: 

Когда, как и зачем в СССР вводили сухой закон?

 

Ещё по теме - Внутренняя советская политика

No More Articles

Популярное по теме - Внутренняя советская политика

No More Articles

Новые публикации по теме - Внутренняя советская политика

No More Articles
Яндекс.Метрика