Как взаимодействовала церковь с властью во времена СССР?
Русская Православная Церковь. Без ретуши.
Церковь и ядерное оружие. Русская православная церковь стала пользоваться большим авторитетом в ранее немыслимой для церкви сфере — в военной машине России. Благословление и освящение военных самолётов и казарм уже давно стало привычным делом. Но церковь пошла ещё дальше. Настала очередь оружия массового уничтожения. В конце 90-х в московском Даниловом монастыре, в резиденции русского Патриарха, церковь освятила российский ядерный арсенал.
А 4 сентября 2007 года во время торжественного богослужения в храме Христа Спасителя в Москве в обращении глава РПЦ патриарх Алексий II сказал о том, чтобы созданное и доверенное вам (военным) ракетно-ядерное оружие всегда находилось в Божьих руках и оставалось только оружием сдерживания и возмездия.
Церковь и Библия. РПЦ, подобно Римско-католической церкви, веками держала народ в неведении относительно Библии.
Библия никогда не играла ведущую роль в русском православии.
Известный русский мыслитель и писатель Лев Толстой пришел к следующему выводу: «Я убедился, что учение православного духовенства является в теории коварной и зловредной ложью, а на практике — совокупностью наиболее невежественных суеверий и спиритизма, которые скрывают абсолютно всю суть учения Христа».
Прислужница власти
На протяжении веков православное духовенство на территории Руси входило в сговор с правителями, господствующими в тот период. И это касалось не только русских царей, но и татаро-монгольских ханов. Приоритетом церкви всегда было — расположить к себе правящую династию. Взамен на это Орда и русские цари предоставляли большие льготы и уступки православному духовенству. Поэтому церковь заслужила себе название — не «православная», а «цареславная».
Книга «Церковь в Советской России» сообщает об открытом сотрудничестве между церковными и государственными структурами. «Патриарх Алексий сознательно сделал Православие послушным орудием в руках атеистического правительства». На самом деле руководство Православной церкви во все времена умело уцелеть и оставаться на ведущих позициях лишь за счёт того, что не гнушалась роли прислужницы существовавшего в определённый момент времени режима.
Сотрудничество церкви с тоталитарным режимом
В Лондонской газете «Гардиан» (январь 2000 года) приводились слова православного священника Георгия Эдельштейна. Он подчеркнул, что кандидатуры для назначения всех высших чинов духовенства тщательно подбирались: назначения получали только те, кто был готов сотрудничать с режимом и советскими властями. Всё руководство РПЦ составляли ставленники КГБ. Как стало известно из архивов, предшественник патриарха Кирилла патриарх Алексий II был завербованным агентом КГБ, получившим кличку „Дроздов“.
Профессор новой истории Ричард Овери (лондонский Королевский колледж), в своей монографии «Русская война» сообщает, что «митрополит Сергий, возглавлявший православную церковь, уже в первый день вторжения немецких войск обратился ко всем православным с призывом сделать ради победы все от них зависящее.
За следующие два года войны он больше двадцати раз обращался к верующим с воззваниями сражаться за интересы безбожного государства, которое их притесняло». Только после такого акта преданности Сталин разрешил религиозное возрождение.
К концу войны Сталин, в конце концов, дал согласие на официальное признание Православной церкви и назначил Сергия патриархом. «Священники и епископы незамедлительно откликнулись на это сбором пожертвований на строительство советской танковой колонны. Духовенство призывало всех членов церкви верить не только в церковные идеалы, но и в Сталина.
Московский религиовед Сергей Иваненко описывает тот период истории церкви: «Главный рупор РПЦ „Журнал Московской Патриархии“ превозносил Сталина как непревзойденного вождя и величайшего учителя всех времен и народов, посланца Бога, спасителя народов от империалистических угнетателей; призывал прихожан до последнего вздоха защищать страну Советов от врагов, добросовестно трудиться для построения коммунизма».
Церковь в современной России
В наше время РПЦ ради того, чтобы остаться на плаву и сохранить за собой многочисленные привилегии государственной религии, тесно и последовательно сотрудничала с нынешними властями. В «Гардиан» о новом этапе церковно-государственных взаимоотношений говорится, что за последние два десятилетия РПЦ вступила в неприлично близкие отношения с недавно притеснявшим ее государством, которое с тех пор, практически, не изменилось. Руководство РПЦ продолжает поддерживать политику российского правительства (яркий пример тому: в середине 90-х годов московский патриарх во всеуслышание одобрил войну в Чечне), благодаря чему пользуется немалым политическим влиянием и сохраняет за собой монополию на религию.