История советского автомобиля
Когда и как начиналась советская автомобильная индустрия?
Он сказал «Поехали!» Первые километры пробега для Советских авто или как все начиналось.
История Советского автомобиля начиналась, как нестранно, еще в царской России, так как вновь образованная Советская республика была прямой ее правопреемницей.
Первые российские авто
Все началась с того, что два российских ученых Евгений Александрович Яковлев и Петр Александрович Фрезе сконструировали первый российский автомобиль, оснащенный двигателем внутреннего сгорания. С именем для своего детища создатели заморачиваться не стали, и новоиспеченная конструкция стала известна миру как «Автомобиль Фрезе и Яковлева». Во многом это авто напоминало своего немецкого собрата, собранным несколькими годами ранее другим великим конструктором Карл Бенцем.
Однако в кругах российской интеллигенции конструкция Фрезе и Яковлева особого успеха не имела, так что старт получился весьма «смазанным».
Рождение Советского автопрома
История же Советского автомобиля началась еще до образования самого СССР. Еще в 1916 году император Николай II выделил средства на постройку двух крупных и нескольких «дочерних» заводов по производству автомобилей. Однако из-за революции 1917 года постройку большинства из них завершить не удалось, и лишь завод АМО, расположенный в Москве и Ярославский «Лебедев» начали свою работу. А в 1924 году, на заводе в Москве был сконструирован первый, уже именно Советский автомобиль, и назывался он АМО-Ф-15.
Вскоре производство автомобилей в Советском Союзе стало расти в геометрической прогрессии: построены новые крупные заводы, в 1929 году с Генри Фордом подписан договор о лицензии на производство в СССР автомобилей марки «Форд». А уже в 1938 году Советский Союз вышел на первое место в Европе и второе место в мире по производству грузовых автомобилей, уступая лишь Соединенным Штатам Америки.
1946 год в Отечественном автомобилестроении был ознаменован выпуском первого действительно знакового автомобиля для Советского автопрома. Речь идет, конечно же, о Советском автомобиле «Победа» ГАЗ-М 20, разработка которого началась еще во время Великой Отечественной Войны. Победа – первый Советский автомобиль, востребованный не только в СССР, но и в некоторых зарубежных странах, в том числе Польше и Скандинавии.
В 1950-х годах упрочняются отношения заводов ГАЗ и УАЗ, а один из главных проектов завода ГАЗ, автомобиль ГАЗ-69 и вовсе меняет место своего производства на завод в Ульяновске. Однако автомобилестроение в СССР до сих пор контролировалось армией, поэтому пространства для экспериментов и нововведений долгие годы не было, а частным лицам грузовые автомобиле заполучить было непросто. Однако это не означало конец для советских автомобилей легкового класса. И в 1956 году под руководством В.С. Соловьева начинается изготовление автомобиля «Волга» ГАЗ-21, который по тем временам ничуть не отставал от своих зарубежных собратьев и дал мощный толчок для продолжения строительства Советских легковых автомобилей для дорог общего пользования.
Следующее ключевое событие для Советского автомобилестроения произошло в 1966 году – началось строительство Волжского Автомобильного Завода (ВАЗ) в Тольятти и началось производство автомобилей «Жигули», что было очень кстати, т.к. «Волгу» себе позволить большинство рядовых Советских граждан в те времена не могло. Завод ВАЗ быстро пополнялся новыми молодыми кадрами, большие зарплаты, квартиры в новом строящемся городе и перспективы реализовать свой талант на новейшем гигантском производстве – все это привлекало тысячи молодых людей. Вскоре на заводе родилось новое детище – ВАЗ-2101 или просто «копейка». Автомобиль отличался удобством, надежностью и доступностью. ВАЗ-2121 «Нива» - один из немногих Советских автомобилей, получивших признание за рубежом. Автомобиль представлял собой практичный современный полноприводный внедорожник и выехал на дороги в 1973 году.
Несмотря на все предыдущие успехи 80-е годы оказались для Отечественного Советского автопрома довольно печальными: качество автомобилей снизилось, они стали устаревать, а никаких новшеств, способных дать производству новый толчок, не наблюдалось. Завод ВАЗ оказался на грани банкротства, однако, дела удалось поправить, и автомобили все еще продавались, в основном, лишь благодаря своей доступности. 1991 год ознаменовался распадом СССР. Такое событие просто не могло не оказать влияния на автомобилестроение, которое так же «раскололось», а пути его в каждом из независимых теперь государств, разошлись.