Почему В. А. Веснина называют «Красный архитектор», в чем его заслуги перед советской страной?

 «Красный архитектор» - В. А. Веснин

Москва весной 1918 года представляла собою растревоженный улей. В начале марта по приказу В. И. Ленина столицу Советской республики перенесли из Петрограда в Москву. Покинув красивый и чистый европейский город, правительство с подразделением латышских стрелков, чиновничьим аппаратом, обслуживающим персоналом, автомобилями прибыло в патриархальную, тихую, грязноватую Москву. Всех работников партии и правительства разместили в кремлёвских квартирах.

А.А. Веснин, В.А. Веснин. Эскиз убранства Тайницкой башни Кремля

 

 

 

 

 

Переезд советского правительства в Москву, 1918 год

 

 

Приближался Первомай, праздник трудящихся, впервые отмечаемый после Великого октябрьского переворота. В 1918 году 1 Мая приходилось на Страстную седмицу, Пасха – на 5 мая. И в правительстве советской республики засомневались: стоит ли проводить мероприятия, все ещё помнили, какое значение для православных имеет Страстная неделя. В конце концов, революционная смелость победила, решили Первомай праздновать! На то, чтобы коренным образом преобразовать город к 1 Мая, не хватало ни времени, ни средств. За две недели до праздника Ленин, Луначарский и Сталин подписали Декрет «О памятниках республики», во исполнение которого ответственные товарищи стали уничтожать памятники царского времени, менять названия улиц и площадей, царскую символику заменять советской.


Свердлов Я. М. приказал коменданту Кремля украсить древнюю крепость так, как ещё ни разу в истории её не украшали, и выдать ему столько кумачовой ткани, сколько понадобится. Комендант Мальков вызвал архитекторов братьев Виктора и Александра Весниных, Е. Короткова и художника Ф. Федоровского, предложил им создать проект оформления столицы. На улицах и площадях были сооружены триумфальные арки, многометровые живописные панно, колесницы, на которых размещались новые герои – рабочие и крестьяне. Всё в лучших традициях Древнего Рима. С верха до низа Кутафью башню обвивало красное полотнище, над Кремлёвским дворцом реяло на ветру огромное красное знамя.

 

Троицкий мост с обеих сторон был украшен флагами, со Спасской и Никольской башен свисали огромные красные лозунги. Место, где на башнях были установлены надвратные иконы, завесили кумачом, на Троицкой башне вместо иконы появился огромный красный воитель. Место, где теперь находится Мавзолей, заняли трибуной, задрапированной кумачом, на трибуне были места для первых лиц партии и для гостей.

 

Перед началом торжеств Ленин успел своеобразно отметить праздник труда – приказал убрать на свалку крест-памятник на месте убийства Великого князя Сергея Александровича. Весь день в Кремле и на Красной площади проводились митинги, торжественные шествия.

 


Для одного из авторов Первомайской декорации Виктора Александровича Веснина эта работа не была знаковой.

 Виктор Александрович Веснин — русский и советский архитектор, преподаватель и общественный деятель, один из братьев Весниных, представитель авангардного и неоклассического направлений в архитектуре. Главный архитектор Наркомтяжпрома (1934), председатель Союза архитекторов СССР (1937—1949), первый президент Академии архитектуры СССР (1936—1949), действительный член АН СССР (с 1943), депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

В. А. Веснин родился в 1882 году, в 1912 окончил Петербургский институт гражданских инженеров, и ещё до революции 1917 года у него за плечами было достаточно много проектов промышленных предприятий (химические заводы в Жилеве, Кинешме, здания Московского ипподрома, большой комплекс мануфактуры «Томна» в Кинешме). После Октябрьского переворота архитектор работает над промышленным комплексом Чернореченского суперфосфатного завода, проектом химического завода в Саратове, содового завода в Петухове и над некоторыми другими проектами заводов, научно-исследовательских институтов. Его стиль отличали простые формы, отсутствие элементов декора, только чёткие фигуры, функциональность и практичность. В. А. Веснин широко использовал в своих разработках остеклённые фасады, железобетонные конструкции, его прямоугольные здания чаще всего имели один скруглённый угол или вписанный в угол цилиндр.

 Комплекс зданий ЦАГИ на улице Радио в Москве, 1925-34 годы строительства. Архитекторы: А.В Кузнецов, В.А. Веснин, В. Мовчан, Л.Мейльман

 Архитектор Веснин является основоположником советского конструктивизма, признанный мастер промышленного проектирования. С 1920 по 1930 годы братья Веснины работают, преимущественно, сообща и в это время строятся по их проектам интересные, уникальные здания, многие из которых вошли в золотой фонд промышленной архитектуры: здание Центрального телеграфа, библиотеки имени Ленина, здание Московской редакции «Ленинградской правды».

 Проект здания Центрального телеграфа в Москве, 1926 г. Веснины.

Москва. Конкурсный проект здания Московского отделения «Ленинградской правды», 1924 г. А. и В. Веснины.

 

По проектам Весниных построены санатории, рабочие клубы и дома творчества. Плотина Днепрогэс, Харьковский театр музыкального действа (театр так и не был построен) – самые заметные и интересные проекты, которые наиболее других нравились и самим авторам.

 

 Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, В. А. Веснин, А. А. Веснин, 1937 год  Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, читальный зал библиотечного крыла  Дворец Культуры Автозавода им. Сталина, Зимний сад

В. А. Веснин занимался преподавательской деятельностью, практически руководил промышленным строительством в СССР, все промышленные гиганты страны проектировались в его мастерской. В 1936 году он избран первым президентом Академии архитектуры СССР. Этот замечательный человек, архитектор, который мог спроектировать практически всё, оставил по себе добрую память. Он скончался в возрасте 68 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

 

Новые публикации по теме - Советские деятели

No More Articles

Популярное по теме - Советские деятели

No More Articles

Ещё по теме - Советские деятели

No More Articles
Яндекс.Метрика