Советский быт - Собственный автомобиль в советской семье

Что означал личный легковой автомобиль для советского человека? Легко ли было купить машину в советское время? Легковые автомобили – это тоже советский дефицит? Сколько стоили советские автомобили?

 

Советский автомообиль Волга (Газ-24)

 

В СССР иметь автомобиль для каждой семьи было очень престижно. Это была, наверное, одна из главных причин стремления его приобрести. Он был главным мерилом успешности и благосостояния. Но вот приобрести его, как и все остальное, было весьма проблематично.

Острый дефицит товаров доходил до абсурда. Советский Союз была единственная страна в мире, где подержанный автомобиль стоил в два-три раза дороже нового. С чем это связано? Очень просто, старую машину реально можно было купить, а новую нужно ждать годами. Существовала специальная виртуальная очередь. Для того чтобы попасть в список, проходили несколько инстанций: профсоюзный и партийный комитеты, после чего районные исполнительные комитеты ставили на очередь. Предусмотрена была процедура ежеквартальной сверки.

Конечно, так было не всегда. В довоенный период автомобиль служил наградой. Его вручали известным артистам, писателям, лётчикам, полярникам, ударникам производства. Таких на всю огромную страну было несколько сотен.

Война прервала развитие этого вида транспорта. Но уже летом 1945 года Сталину продемонстрировали автомобиль, названный на честь величайшего исторического события «Победа». Вождю народов модель не понравилась, однако он одобрил ее выпуск. «Победами» обеспечивались в основном государственные учреждения, награждались лучшие. После нескольких улучшений машина к 1955 году стала мечтою многих.

Вначале 1947 году с конвейера сошли первые «Москвичи». Внешне они были похожи на «Опель», но отличались лучшим качеством и прочностью.

Наступили 50-е. В этот период приобрести автомобиль в СССР можно было довольно легко. Квалифицированные рабочие, представители элиты зарабатывали хорошо. Именно они и стали первыми владельцами личной техники. Спрос значительно превышал возможности, поэтому был построен в кратчайшие сроки завод в Ижевске. С 1966 года здесь тоже выпускают «Москвичи». А в 1973 году начинается производство первых собственных легковушек ИЖ-2125. Модели постоянно улучшались, но свои позиции «Москвич» постепенно терял. Значительно увеличилась и цена на них, причём именно на новые модели. Если «Москвич -400» стоял 9 тысяч рублей, то 402-й – 16, а 407-й – 24.

С 1953 года началась работа над созданием автомобиля класса «люкс» – «Волги». К десятилетию Победы были продемонстрированы первые образцы. Конечно, особенным он был только в Советском Союзе, но отличался хорошо продуманной силовой структурой, прочностью покрытия, долговечностью. «Волга» (ГАЗ-24) была пределом мечтаний для многих, но цена до 40 тысяч не давала возможности реализовать их. В основном приходилось довольствоваться другими моделями.

60-е годы связаны с преобразованием промышленности. Не редко предприятия переходили на выпуск целиком новой продукции. Так на Запорожском заводе сельскохозяйственных машин приступили к выпуску легкового автомобиля. Оснастив его ручным управлением, расширив двери, машину сделали удобной для инвалидов. Благодаря такой модификации одобрение и финансирование было получено. Вскоре наладился быстрый выпуск «Запорожцев». И не смотря на множество анекдотов по поводу вида, машина пользовалась спросом у пенсионеров, ветеранов и инвалидов. И по цене «Запорожец» был наиболее доступным. Последний раз модернизация модели произошла в 1979 году. Изменения придали более современный вид.

Но больше всего советский народ любил «Жигули» (ВАЗ 2101, ВАЗ 21011). ВАЗ выпускал два варианта автомобиля: экспортный (для продажи заграницей) и для внутреннего потребления.

При советской гигантомании для выпуска новой модели построили автозавод в специально построенном городе Тольятти. Хотя гораздо дешевле было производить автомобили на уже существующих заводах в Запорожье, Москве или Ижевске. Новый гигант был рассчитан на выпуск более 600 тысяч в год авто. Приобретя технологию, довольно простой и уже устаревшей модели «Фиат-124», началась работа над созданием ВАЗ. До 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в 1970 году с конвейера сошли долгожданные машины. Название «Жигули» не было идеальным с коммерческой стороны, так как неблагозвучно звучало на других языках. Экспортный экземпляр называли «Lada», качественно было значительно лучше, дизайн более элегантный и т.п. Это, кстати, тоже было одно из чудесных свойств советской экономики – для продажи заграницей товары выпускались лучшего качества, чем для советских граждан.

До 1982 года появилось 18 новых моделей ВАЗ, их модификаций. Менялись и технические характеристики, и дизайн автомобиля.

С 1984 года начался выпуск принципиально новой машины «ВАЗ-2108 Самара». Более защищённая от коррозии, лучшая обтекаемость кузова, мощный двигатель – это часть тех показателей, за которые ценилась эта модель. Но стать счастливым владельцем автомобиля становилось все труднее, хотя и до этого было нелегко.

В Советском Союзе системы автосервиса практически не было. Машины ремонтировать приходилось самим. Даже появился термин «автолюбители». Что-то вроде хобби. Трудно было приобрести и запчасти. Все относилось к разряду острого дефицита. Появились нужные люди, которые могли достать, помочь, познакомить. Если был знакомый инвалид, просили выписать на его имя нужную деталь, которая с завода приходила по почте.

И все же для многих советских граждан автомобиль так и остался несбыточной мечтой. Копили всю жизнь деньги на сберегательной книжке, отказывали себе во всем, но так и не дождались своей очереди.

Ещё по теме - Советская торговля и дефицит

No More Articles

Популярное по теме - Советская торговля и дефицит

No More Articles

Новые публикации по теме - Советская торговля и дефицит

No More Articles
Яндекс.Метрика