О самолете АН-22
Соперничество великих держав в сфере военно-транспортной авиации было частью послевоенной гонки вооружений. До середины 60-х годов абсолютными лидерами здесь были американцы. Однако в 1965 году Советский Союз показал последнюю разработку своих авиаконструкторов, которая оставила позади лучшие машины того времени. Она получила название АН-22 («Антей»).
Начало
В октябре 1960 года правительством СССР было принято постановление о начале работ по созданию тяжелого транспортного самолета. Он должен был перевозить различного назначения военную технику, баллистические ракеты, крупные народнохозяйственные грузы. Ставилась задача обеспечить десантирование грузов 20-тонных грузов. Предполагалось, что у нового самого большого в мире транспортника будет самый широкий фюзеляж шести метров в диаметре.
Разработка машины была поручена конструкторскому бюро, расположенному в Киеве, которым руководил Олег Константинович Антонов. На его счету уже было несколько удачных машин для армии и народного хозяйства.
Изготавливать серийные машины должен был Ташкентский авиационный завод. В начале 1965 года первый самолет взлетел в Киеве. Летом этого же года была его презентация на международной авиационной выставке под Парижем.
Ведущие авиационные специалисты мира были поражены возможностями новой машины. Самый крупный на то время советский транспортник АН-12 поднимал 20 тонн, а американский С-141 в полтора раза больше. «Антей» был способен перевозить цельные грузы больших габаритов, масса которых была 60 тонн, а в перспективе – 80.
На вопрос корреспондента одного из ведущих мировых изданий о возможном количестве пассажиров на борту такого самолета, Антонов, не задумываясь, ответил: «Семьсот двадцать». Он был недалек от истины. Семь лет спустя, самолет в военно-транспортном варианте брал на борт до 700 человек при эвакуации из Египта работавших там советских граждан. Интересно, что все общение с посетителями авиасалона и представителями средств массовой информации, советский авиаконструктор вел на безупречном французском.
Так мир узнал об уникальном самолете, который засвидетельствовал на многие годы вперед бесспорное превосходство СССР в разработке и производстве машин такого класса. Всего до 1975 года было изготовлено 68 самолетов. По классификации НАТО АН-22 стал именоваться «Петух». Самолет установил 41 наивысшее мировое достижение среди подобных машин. Он хорошо показал себя во время военных действий и учений воздушно-десантных войск. Неоценима помощь этого воздушного грузовика в доставке на большие расстояния огромного количества нестандартных грузов для отечественной промышленности, науки, строительства уникальных объектов и для иностранных заказчиков. Самолет участвовал во многих гуманитарных операциях.
Что он может?
АН-22 выделятся своими основными характеристиками:
• длина 57,3 м;
• размахом крыльев 64,4 м;
• высота 12,5 м;
• 60-тонная грузоподъемность и взлетная масса 205 т;
• объем топлива во внутренних топливных баках 127 т.
Особенностью машины было двухкилевое хвостовое оперение, которое придавало ей непривычный для самолетов вид. Силовая установка состояла из четырех мощных турбовинтовых двигателей, которые устанавливались на самых больших военных и магистральных пассажирских самолетах.
Вместе с установленными соосно огромными пропеллерами машина могла:
• лететь с крейсерской скоростью 580 км/час и достигать скорости 650 км/час;
• перевозить груз на расстояние 5220 км на девятикилометровой высоте;
• взлететь с площадки длиной чуть больше 1,4 км и приземлиться, пробежав километр;
• продолжать полет с двумя неработающими двигателями;
• взлетать с грузом с поля, покрытого метровым слоем снега.
Его шасси представляло собой три тележки с каждой стороны, у которых было по шесть больших колес. Передние их пары поворачивались для облегчения маневров на земле. Давление в колесах регулировалось в зависимости от покрытия взлетно-посадочной площадки.
Идеи и проекты
«Антей» является одним из немногих самолетов, способных с полной загрузкой взлетать с грунтовых аэродромов и садиться на них. Он был оснащен уникальным комплексом погрузочно-разгрузочного оборудования. Этим самолетом из Ташкента в Киев перевозились огромные детали уникальных машин.
Предполагалось использовать Ан-22 в качестве:
• сверхтяжелого самолета с огромной дальностью полета для борьбы с подводными лодками;
• спасательно-поисковой машины;
• транспортировщика межконтинентальных баллистических ракет;
• самолета, способного поднимать 120 тонн груза.
Однако эти проекты были свернуты, в том числе из-за высокой аварийности «Антея».
В разработке уже были машины следующего поколения, в которых использовались идеи и решения, опробованные на первом советском гигантском воздушном грузовике. «Антей» летал более трех десятков лет. Несколько самолетов и сейчас выполняют задачи по перевозке крупных грузов в авиакомпании «Авиалинии Антонова» и в ВКС России.