Советское театральное искусство в 40-50-е гг. ХХ века
В истории театра советского времени период 40-50-х годов характеризуется разделением на два этапа: военный (период ВОВ 1941-1945 гг.) и послевоенный. Среди наиболее важных событий, помимо ВОВ, стоит назвать смерть И.В. Сталина в 1953 году и ХХ съезд КПСС в 1956 году («антисталинский»). Политика оказывала огромное влияние на культуру, в том числе и на театр, и почти полностью формировала тематику и направления театрального искусства.
Тоталитарная система, насаждаемый стиль «соцреализм», командно-административные методы руководства искусством – особенности, присущие развитию советского театра 40-50-х годов. Главной задачей для театра власть поставила показать правдивость жизни, сочетающуюся с обязательным акцентом на направляющую роль партии в жизни каждого советского человека. Таким образом, идеологическая составляющая перевешивала значимость реалистического подхода.
Власть строго следила за репертуаром советских театров, проводила жесткий отбор материала для постановок, избегая сюжетов со сложными психологическими ситуациями и возможности двойственности выбора у героев. Приветствовалась активная жизненная позиция деятелей театра, их безоговорочное следование партийным указаниям без рефлексии и половинчатости. В спектаклях чаще всего отображался упрощенный конфликт между «хорошим» и «плохим» героем, которые четко придерживались своих мировоззренческих позиций без нюансов и сомнений. Главного героя преимущественно показывали в идеализированном виде, твердо верящим в свои идеалы и советскую власть. Обязательным для произведений искусства было и такое свойство как понятность, доступность для рядовых зрителей. Расцвет переживал историко-биографический жанр. Ставились спектакли о знаковых фигурах прошлого.
В начале ВОВ в большинстве театров были сформированы и отправлены на фронт творческие бригады, которые поддерживали боевой дух военных и отвлекали их на время от мыслей о тяготах войны. В репертуар бригад входили отрывки из спектаклей по произведениям писателей-классиков, новые произведения на военно-патриотическую тематику, оперные арии, хореографические номера, сатира.
После окончания войны административный гнет не ослабевал. Репрессии, партийные указания, антисемитские чистки значительно ограничивали свободу творчества деятелей искусства и «выкосили» часть творческой интеллигенции. Период 40-50-х годов ХХ века стал противоречивым сложным временем для истории советского театрального искусства, когда патриотизм, опора на славную историю и традиции прошлого сочетались с цензурным гнетом и репрессивными действиями.