Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
11 декабря 1981-го, пятница. Погода в Москве гнусная, на градуснике +3, снег вперемешку с дождем. По Кутузовскому проспекту ходят москвичи мимо знаменитого дома №4/2 и не замечают одного человека. Он заходит в этот дом, поднимается по лестнице и звонит в дверь. Все соседи знают, кто хозяйка квартиры, и знают, что она никого не пускает на свой порог, кроме самых близких. Дверь открывается, человек входит.
Из газет читатели узнают: в столице в своей квартире убита знаменитая 72-летняя артистка Зоя Федорова.
Выстрел в киноактрису
Федорова умерла от выстрела в затылок в промежутке между часом дня и шестью вечера. На месте преступления найдена пуля калибра 7,65 и гильза, принадлежавшая пистолету системы Sauer. Следов взлома и борьбы в квартире не обнаружено.
Весной 81-го кинофильм «Москва слезам не верит» получил «Оскара», и ее, тетю Пашу – смешную бабку-вахтершу из этой картины, цитировали на каждом шагу. Ее убийство совершенно потрясло столицу и всю страну. Как так могло случиться - застрелили такую знаменитую актрису?
А со временем, когда стали всплывать материалы уголовного дела, выяснились невероятные вещи. Оказывается, у очень многих были мотивы устранить Зою Федорову. Однажды жизнь актрисы разделилась надвое. На экране и на публике Федорова была счастливой, беззаботной женщиной. Но была и другая жизнь, состоящая из сплошной таинственности. И эта таинственная жизнь больше напоминала триллер. Присутствовали опасные связи, опасные люди и постоянный страх.
Наталья Гаврилина, подруга Зои, рассказывала, что актрисе в почтовый ящик в течение нескольких лет бросали страшные фотографии. На них была изображена Федорова, но с одним проколотым глазом.
Пуля, выпущенная в затылок хозяйки квартиры, пронзила голову и выбила глаз - прямо как на тех фотографиях. Невероятное совпадение? Мистика? В уголовном деле №27220, которое по-прежнему засекречено, мистики нет совсем. А есть много загадок, версий, вопросов – и ни одного ответа.
В девяностые годы все газеты трубили о политическом убийстве. Тогда эта версия казалась весьма правдоподобной. Дескать, актриса долгие годы сотрудничала с Лубянкой, а незадолго до смерти собралась на ПМЖ в Америку к дочери. КГБ же решил устранить Федорову, прежде чем она выболтает за границей какие-то там государственные тайны.
В биографии танцовщика Рудольфа Нуреева, написанной английским журналистом и искусствоведом Питером Уотсоном, упоминается и Зоя Федорова. Как известно, 16 июня 1961-го, будучи на гастролях в Париже, Нуреев отказался возвращаться в Советский Союз, попросив политического убежища. Позже работал в лондонском Королевском театре. Известный коллекционер предметов старины.
Но как связаны Федорова и Нуреев? Уотсон хвастался, что за взятку получил доступ к личному делу Нуреева в КГБ. И в документах было написано, что советские спецслужбы подозревали в смерти Федоровой именно беглого танцовщика. Из книги П. Уотсона «Биография Рудольфа Нуреева», так и не переведенной на русский язык: «Нуреев понял, что его участие в данном нелегальном трафике может быть обнародовано в любую минуту, пока жива Зоя Федорова. Она могла попытаться шантажировать его».
О каком таком трафике идет речь? О чем таком могла рассказать актриса? Для кого и почему Зоя Федорова представляла угрозу? Причем настолько серьезную, что в конце концов ее убили.
Начнем с того, какой была Федорова вне экрана. Рассказывает физиогномист Альбина Селицкая: «За достаточной миловидностью и простотой внешности скрывается совершенно другая женщина. Курносое личико не говорит о наивности. Наоборот, такое лицо присуще авантюристкам. Она своего рода Остап Бендер в юбке, в наше время она могла бы вести успешный бизнес, особо не заботясь о его законности».
Юная Зоя грезила о театре, но свою трудовую деятельность по настоянию отца начала в 1920 годах с работы счетчицей в Госстрахе. Нудные дни в обшарпанной конторе двадцатилетняя девушка с лихвой компенсирует по вечерам: ходит на частные тусовки, чтобы потанцевать фокстрот.
Ее арестовали и завели дело №47268 от 14 июня 27-го. Ее забрали в три ночи, устроили обыск в квартире, правда, ничего не нашли, не считая чулочков, шляпок, пудрениц. Оперативники ОГПУ прекрасно понимали, что искать нужно что-то другое. Ведь если ордер на арест подписал лично всемогущий Ягода, значит, это не пустячки.
Обвинение прозвучало страшное: шпионаж в пользу Англии. Особенно следствие интересовал некий военный по фамилии Прове, который на таких тусовках играл на рояле. Федорова познакомилась с ним и даже приглашала к себе в гости.
Казалось бы, что за ерунда – безвредные танцы, пианист. И только после своего ареста Зоя Федорова узнала, что тот красавец-военный Кирюша Прове, по версии органов, - британский шпион.
Чем все это закончилось? Ничем. Федорову отпустили. Генрих Ягода – человек с репутацией холодного, расчетливого палача – лично подписывает редчайшее для себя заключение, что никаких доказательств следствию добыть не удалось, а потому надобно ее отпустить.
А вот Прове расстреляли. Ягоду тоже расстреляли. А для Зои эта история закончится тем, что она решит радикально изменить свою жизнь. Она перестает ходить на танцульки, поступает в театральное училище, после чего ее ждет стремительный взлет.
Складывается такое впечатление, что со спецслужбами была достигнута какая-то договоренность. Вероятно, Ягода решил, что ее стоит отпустить взамен на сотрудничество. Уже будучи кинозвездой, Федорова как-то скажет: «Однажды я станцевала фокстрот с Ягодой».
В 1936 году выходит фильм «Подруги». Федорова, исполнительница одной из главных ролей, имеет оглушительный успех. Предложения сниматься следуют одно за другим. Популярность растет. Вереница поклонников, телефон разрывается днем и ночью.
Но в 1938-ом внезапно арестовывают ее отца. Он хоть и старый партиец, но позволяет себе слишком откровенные высказывания в адрес существующей власти. Однако статус дочери врага народа никак не сказывается ни на жизни актрисы, ни на ее карьере. Она прилагает все силы, чтобы спасти отца, и добивается встречи с самим Берией. Вскоре отца выпускают из тюрьмы, а Федорова становится практически неуязвимой. С каждым годом ей позволяется все больше. Она постоянно встречается с иностранцами. Не странно ли?
В 1945-ом Федорова встретила на своем пути довольно высокопоставленного дипломатического работника из США - Джексона Тейта. Вероятно, эту встречу подстроили спецслужбы. Но в КГБ не учли одного: Федорова - в первую очередь женщина, а только потом шпионка. Внезапно начавшийся бурный роман с красавцем Тейтом был воспринят, как откровенный бунт, вызов. Хотя сама актриса об этом, похоже, и не подозревала.
Зоя и Джексон не просто влюбились, а условились быть вместе до конца дней. 9 мая решили зачать ребенка и в честь общей Победы над Гитлером договорились назвать будущего мальчика Виктором, а если родиться девочка – Викторией. Но всесильная рука, схватившая Зою Алексеевну еще девчонкой, теперь не хотела ее отпускать.
Джексона Тейта неожиданно отозвали из СССР. Американец долго разыскивал свою любимую, отправлял бесконечные запросы и однажды получил ответ: «З.А. Федорова бракосочеталась с известным композитором и воспитывает детей». Тейт не подозревал, что в Стране Советов у него растет дочь, которую назвали Викой, и что ее мать арестовали в 47-ом. Зою Федорову посадили на 25 лет как иностранную шпионку.
Актриса пишет Сталину и Берии с просьбой помочь, но безрезультатно. Зоя Алексеевна возвратилась в столицу в 55-ом – после смерти обоих. А ей уже 46 лет. Ни дома, ни семьи, ни работы у нее нет. Дочь Вика давно выросла и не знает, кто ее мама. Соскучившись по общению, она начинает заводить множество знакомств. Говорят, подружилась даже с Галиной Брежневой.
В семидесятые происходит невероятный прорыв. Зоя Федорова переезжает в роскошную трешку в легендарном доме на Кутузовском, где живут семьи Брежнева и Андропова. Ей даже позволяют поехать в Штаты к Тейту. Она везет дочь Викторию, которая тоже стала киноактрисой. Позже Вика переберется в Америку навсегда, а Федорова дважды съездит к ней погостить.
Внешне все выглядит просто сказочно. Но в 1970-е получить визу в Штаты не намного легче, чем улететь на Луну. А в доме, в котором она теперь жила, простых смертных не селят. Не говоря уже о бывших политзаключенных. Так в чем же дело? Неужели это своеобразное извинение от Кремля за 8 лет заключения? Или речь идет о начале той тайны, которая будет иметь трагическую развязку в конце 81 года?
Давайте вернемся к книге Питера Уотсона о Нурееве, которая была написана на основе документов из архива Лубянки. Уотсон пишет: «Согласно файлам КГБ в начале декабря Федорова сообщила нескольким друзьям, что 10 декабря ждет гостя из Франции. Она не упомянула имени, но, исходя из показаний друзей, гость прибыл».
Кто этот загадочный гость из Франции, чье имя нельзя сообщать даже близким друзьям? Кто этот человек, прибывший накануне гибели актрисы?
Уотсон продолжает: «В архивах КГБ хранятся документы, позволяющие утверждать, что гостей в тот роковой день у Федоровой было двое. Причем один из них американец, второй - израильтянин».
Франция, неизвестные гости за день до убийства, американец, израильтянин. Прежде чем выстроить эти факты в единую логическую цепочку и понять наконец, причем тут Нуреев, давайте восстановим саму картину убийства актрисы.
Маргарита Набокова, подружка Федоровой, дала показания, что в день убийства она приезжала к Зое в 13:00, как они и договаривались. Десять минут она звонила и стучала, но дверь ей не открыли. Тогда она написала записку и сунула ее в дверь.
Однако в это время актриса находилась дома, причем живая и невредимая. Это подтвердила работница «Мосфильма», которая без четверти два разговаривала с Федоровой по телефону. Хозяйка просто не захотела впускать подружку к себе. Но по какой причине? У нее в квартире уже кто-то находился?
Совершенно очевиден тот факт, что она прекрасно знала своего убийцу, ведь даже с соседями она всегда разговаривала только на лестничной клетке, в дом не пускала.
О трупе сообщил в милицию ее племянник Юрий Федоров. Он приехал к ней к вечеру, позвонил в дверь – тишина. Вышел из подъезда, увидел, что в гостиной горит свет, испугался, вернулся к себе за ключами и инструментом, чтобы перекусить цепочку.
Сотрудники милиции обнаружили Федорову на стуле с трубкой телефона в руке. Рядом находилась записная книжка. Эта книжка потрясла даже видавших виды следователей. Более двух тысяч телефонных номеров и почти полторы тысячи почтовых адресов. Не всякий агент с Лубянки может похвастаться таким количеством связей. Абоненты значились не по именам, а по принадлежности к профессии. Был там и длинный список людей, связанных с драгоценными камнями: ювелиры, антиквары, оценщики.
Здесь самое время поговорить о версиях. Кто мог хотеть смерти Федоровой? КГБ? Актриса действительно собиралась ехать к дочке в США. Однако если она и знала какие-то государственные секреты, то не проще было бы запретить ей выезд? Ведь в те времена, если кто забыл, без санкции Большого Брата за границу не выпускали.
Откуда вообще появилась версия о причастности КГБ? Вспомним о том, что Зоя Федорова с большой долей вероятности имела долгие, тесные связи с Лубянкой. Начиная еще с 1927 года. Об этом, разумеется, знали не только сама Федорова и ее куратор из Комитета госбезопасности. Например, в МВД тоже знали. И именно там родилась версия причастности Лубянки к смерти актрисы.
Поговаривали, что негласное указание разрабатывать след КГБ своим следователям дал лично глава МВД Николай Щелоков. Его отношения с хозяином Лубянки Андроповым в этот момент уже перешли в открытую войну. И через дело об убийстве Федоровой комитетчиков можно было очернить.
Однако стоит ли искать причину только лишь в ненависти Щелокова к Андропову? Скорее всего, в основе щелоковской версии об убийцах из КГБ была не личная неприязнь к шефу кагэбэшников, а защита личных интересов. И тут нам стоит вернуться на место преступления и подробнее изучить следы, которые там оставлены.
Бриллианты не для пролетариата
Светлана, жена Щелокова, очень любила своего мужа и бриллианты. Вместе с подружкой Галиной Брежневой они скупали камни в несметных количествах, соревнуясь друг с другом. Со временем к ним присоединилась жена директора «Госцирка», знаменитая актриса Театра Вахтангова Лариса Пашкова, а также Зоя Федорова.
О бриллиантовой коллекции пожилой актрисы ходили легенды. Ее собрание камней могло сравниться разве что с фамильными драгоценностями дрессировщицы Ирины Бугримовой и с сокровищами вдовы А. Толстого Людмилы Ильиничны.
Но в конце 80-го с Людмилой Толстой произошло несчастье - из ее квартиры украли всю бриллиантовую коллекцию. А через год обворована уже Ирина Бугримова, лишившаяся всех фамильных драгоценностей. Заметим, что это ограбление произошло всего через полмесяца после убийства Федоровой. Как-то совсем это не похоже на почерк КГБ.
В ходе следствия по делам Толстой и Бугримовой оперативники выявили удивительную закономерность. Людмила Толстая незадолго до ограбления имела неосторожность надеть свои драгоценности на одно дипломатическое мероприятие, а Ирина Бугримова решила похвастаться своими камушками на одном из цирковых праздников. На обеих вечеринках присутствовали любительницы бриллиантов Светлана Щелокова и Галина Брежнева. Последнюю сопровождал ее любовник - цыганский артист Борис Буряце.
Самое интересное, что 5-е управление КГБ узнало, что в декабре 81-го Буряце со своими друзьями обсуждал, как проникнуть в дом некой артистки, у которой хранятся бриллианты огромной стоимости, каких не было даже у его любовницы Брежневой.
Андропов уведомил обо всем генсека. И чтобы защитить честь семьи Брежневых, глава государства разрешил Юрию Владимировичу начать разрабатывать знакомства Галины, включая Светлану Щелокову. Вот вам и объяснение милицейской версии об убийстве Федоровой, мол, это сделал КГБ. Комитетчики просто подобрались к милицейской верхушке.
А что же с пропавшими сокровищами Толстой и Бугримовой? Бориса Буряце задержали. А вот трогать Галину, дочь генсека ЦК КПСС, как соучастницу, разумеется, было запрещено.
Так что же с убийством Зои Федоровой? Один из полковников МВД, сливший в КГБ кое-какую информацию о ее убийстве, был найден мертвым на свалке - завернутым в ковер. А это был один из приближенных к замминистра МВД Чурбанову, мужу Галины. Ее считали неуправляемой, алчной. Ее подруга Щелокова была и вовсе одержима камнями. Их имена в первую очередь вспоминают, когда речь заходит о так называемой «бриллиантовой мафии». Но они похожи все-таки на прожигательниц жизни, развращенных вседозволенностью, а не на мафиози. Если кто-то из них хотел завладеть бриллиантами Федоровой, им было незачем убивать ее.
Итак, следователи выясняют, что из ее дома пропала большая коллекция бриллиантов. Лишь имеющие доступ к секретным сведениям знают, что один из федоровских перстней находится у Галины Брежневой. Примерно в это же время в Москве грабят обладательниц крупнейших бриллиантовых коллекций: Толстую и Бугримову. По обоим делам в качестве обвиняемого проходит любовник Брежневой Борис Буряце.
Получается, убийство Зои Федоровой произошло ради ограбления? Конечно, ради бриллиантов убивали и убивают. Красивые, вечно дорожают, не подвержены старению и обесцениванию. Эти достоинства драгоценных камней очевидны. Однако есть еще одно обстоятельство: даже самый дорогой бриллиант – очень маленький по размеру, его легко спрятать и вывести за границу. И там продать. А если у вас есть допуск в дипломатический коридор аэропорта, то можно вывести не только бриллианты, а что-нибудь гораздо более существенное.
Одна из родственниц Федоровой рассказала, что видела в доме Зои Алексеевны драгоценности и картины, которые переправлялись за границу. Оба раза, когда актриса выезжала из СССР, она везла с собой множество сундуков. А вещи ее не досматривали, поскольку она проходила именно через дипломатический коридор.
Переправка антиквариата из России на Запад началась еще в Революцию. Предметы искусства и драгоценности вывозили из страны вагонами, отправляли в Европу и Америку. Официальная версия гласит, что обратно шли деньги, которые направлялись на восстановление страны. Фактически большевики купили себе новую Россию.
Но в семидесятых и восьмидесятых все было по-другому: деньги обратно уже не возвращаются. Они оседают на личных счетах, превращаются в ценные бумаги. Но где достают вещи, которые оторвут с руками на Западе? Конечно, в музеях. Там очень много всякого антикварного материала.
Именно так могли рассуждать высокопоставленные негодяи, которые имели доступ в любой зал Гохрана, в фонды Эрмитажа, в хранилище орденов. К примеру, в одном ордене «Победа» бриллиантов на 16 карат. Можно заменить их на фианиты – и афера долго бы не раскрылась.
Конечно, члены известных семей не могли самолично заниматься всеми этими подменами. Для этого есть криминальный мир. Но и прямые контакты с уголовниками для таких бонз недопустимы. Требуется третья сила, проще говоря, посредник. Зоя Федорова как нельзя лучше подходила на эту роль. К тому же ее американский зять – Виктория вышла замуж за летчика авиакомпании Panama - летает на международных рейсах: Америка, Франция, Израиль. Это как раз те страны, что служат перевалочными пунктами для советских поставщиков антиквариата.
Сюжет фильма Виктора Мережко «Красная комната» очень напоминает наш сюжет. В России убита знаменитая актриса, ее дочь прилетает из Штатов, чтобы узнать, кто убил ее мать. Мережко признается, что в основе его фильма 2006 года – история Зои и Виктории Федоровых, которых он знал лично. Только начальный сценарий Эдуарда Володарского пришлось переписать.
Володарский предложил, на первый взгляд, совершенно дикую версию: Зою Федорову убил ее зять. А как иначе объяснить тот факт, что обыкновенный линейный летчик внезапно разбогател после смерти тещи? Причем сказочно разбогател. Не на те ли бриллианты и картины, что бесследно исчезли. Казалось бы, чушь. Но когда Володарский позвонил Вике Федоровой и высказал эту версию, та сказала: «Очень может быть. Мой бывший муж – такая сволочь».
А ведь никто не будет спорить с тем, что зять, пусть и нелюбимый, - это как раз тот человек, которого Зоя Алексеевна могла впустить в квартиру. Не он ли тот гость, которого она ждала из Франции? Конечно, проверить и доказать эту версию, впрочем, как и все остальные, невозможно. Слишком много времени прошло, а информации слишком мало. Ведь в восьмидесятые годы следователи были слишком ограничены в возможностях и передвижениях, ведь все нити уходили за границу. А это территория была закрыта.
В уже упомянутой книге Уотсон пишет: «Федорова делала фотографии предметов искусства и посылала каталог товаров на Запад. С течением времени ее прочные деловые отношения во Франции укрепились надежными связями в Штатах и Израиле. Первый контакт с Нуреевым состоялся в августе 73-го, когда он танцевал в Тель-Авиве с Линн Сеймур».
Как пишет Уотсон, Федорову с Нуреевым свел знаменитый в мире антиквариата бизнесмен Гарабед Басмаджян – израильтянин армянского происхождения, который эмигрировал во Францию в семидесятых. Он владел знаменитой галереей в Париже, был вхож в европейские аристократические круги, обладал тесными связями с целым рядом советских чиновников. В 89 году он был убит в Москве.
В советское время существовала очень замкнутая система распределения произведений искусства и предметов антиквариата. Например, в Москве работало несколько государственных комиссионных магазинов, и у каждого продавца имелся список телефонов покупателей тех или иных редкостей. В свободную продажу попадали только те вещи, которые не заинтересовали коллекционеров, имеющих связи в комиссионках.
Итак, попробуем смоделировать ситуацию. У Зои Федоровой мощные покровители, у нее надежные связи с покупателями, она чувствует себя почти неуязвимой. Уотсон пишет: «Нуреев был постоянным покупателем контрабандных вещей, проходивших через Федорову. Но в конце 79 года актриса стала им пренебрегать, найдя более выгодных покупателей. Она предлагала беглому балеруну все меньше вещей. Однажды недовольный Нуреев пригрозил ей, и Федорова в ответ пообещала рассказать все о его незаконном бизнесе и посоветовала Нурееву воспринимать все это как свершившийся факт».
Налицо шантаж. Согласно документам из архива Лубянки, Нуреев понял, что его роль в контрабанде советского антиквариата может стать общеизвестна. Федорова просто-напросто стала опасной. Она могла рассказать, а могла и не рассказать. Мафиозные структуры обычно в таких случаях предпочитают не рисковать и убирают свидетеля. А ведь фигуранты в ее деле были очень высокопоставленными.
Так часто бывает: иллюзия неуязвимости способна убить. Но чьими руками? Конечно, не руками Нуреева. Да, он был известным коллекционером, скупал предметы старины, в том числе у Федоровой. Возможно, в какой-то момент между ними пробежала кошка. Но разве это повод для убийства? Разве угрозы Федоровой рассказать, какое место занимал танцовщик в данном бизнесе, могут быть настолько опасны для самого великого Нуреева? Он всего лишь покупатель, к тому же живущий в Европе.
А вот для замешанных в бизнесе уголовников и чиновников признания Федоровой могли быть смертельно опасны. Ведь все эти люди живут здесь, в Союзе. И стоит начать серьезное расследование, как за ними наверняка придут. Да, у них, безусловно, был мотив для убийства. Да и возможности тоже были.
Итак, пора подвести итог нашего маленького расследования: талантливая актриса была застрелена в своем жилище отнюдь не случайно. Было ли это убийство политическим? В какой-то мере возможно, ведь Зоя Федорова стояла на том пути, где пересекались интересы очень больших людей, наделенных властью. Было ли это убийство с целью наживы? Тоже не исключено. Иначе откуда федоровский перстень появился на пальце Галины Брежневой?
Если бы расследование было проведено честно и непредвзято, а дело слушал независимый суд, то на скамье подсудимых оказались бы Брежнева, ее подружка Щелокова с мужем и многие другие представители высокопоставленных кланов, не говоря уже об уголовных авторитетах. Возможно, Рудольф Нуреев выступал бы в качестве свидетеля, и на суде наверняка было бы продемонстрировано то, из-за чего погибла пожилая актриса, звезда сталинского кино.
Увы, сказочный блеск обманчив, и в реальной жизни небо в алмазах часто оборачивается могильным камнем.