«Ошибка резидента» 1968-1986 - Советский фильм
Сегодня мы с вами продолжим беседовать об удивительных или примечательных продуктах отечественного кинематографа. Сегодня я предлагаю вам окунуться в середину ХХ века – во времена, когда социализм доблестно шагал по всему миру, а советская кинематография была одной из самых мощных в мире.
Дорогие читатели, поговорим о фильме 1968-го года режиссера Вениамина Дормана «Ошибка резидента»!
Сколько вы можете назвать качественных фильмов о деятельности спецслужб? Я не говорю о «Джеймсах Бондах» или «Миссии: невыполнима» — это очень хорошие динамичные картины, но к серьезной агентурной деятельности они не имеют никакого отношения.
Скорее это стоит воспринимать как милую экшн-фантастику. Я имею в виду серьезные киноленты на эту тему. Сам могу назвать всего несколько: «Мюнхен» Стивена Спилберга (очень любопытная картина – о ней мы еще обязательно поговорим, поэтому подписывайтесь на обновления блога); недавний британский детектив «Шпион, выйди вон»; «Элита убийц» Сэма Пэкинпы и всем известные «17 мгновений весны» Лиозновой.
Фильм Дормана – это один из лучших представителей жанра кино о разведке
На этом мои сведения заканчиваются. Кино просто достаточно специфическое, согласен. Но если оно сделано с умом, его смотреть интересно, и в этом есть определенная игра воображения – я только за такие фильмы. Собственно, как раз из таких и оказалась советская «Ошибка резидента».
Признаюсь, я садился смотреть этот фильм просто потому, что я слышал о нем, но не смотрел – и хотел заполнить культурный пробел, так сказать. Но как только я приступил к просмотру, я понял, что картина мне очень сильно нравится. И я получаю настоящее удовольствие.
На мой взгляд, фильм Дормана – это один из лучших представителей жанра кино о разведке и контрразведке.
Сюжет заключается в следующем
Западный матёрый разведчик Тульев (Георгий Жжёнов), сын русского эмигранта, заслан на территорию СССР с задачей выяснить подробности о работе и местоположении важнейшего советского стратегического ядерного объекта.
Для этого ему необходимо плотно закрепиться на территории (он делает это в легенде таксиста Михаила Зарокова) и организовать агентурную сеть, которая будет помогать решению задачи.
Но присутствие чужого резидента бросается в глаза советской контрразведке. КГБ-исты начинают активно противодействовать Тульеву, в том числе, подсылают в сеть западного разведчика своего оперативника под прикрытием…
Что больше всего зацепило меня во всей этой истории – то, что она раскручена с точки зрения вражеской разведки. Т.е. главный герой – это самый что ни на есть империалистический резидент, который не желает нашей замечательной державе ничего хорошего.
И эти люди, работающие против Советского Союза показаны действительно умными, действительно профессионалами, и со своей логикой поведения. Ни Тульев, ни его помощник Дембович (Олег Жаков) вовсе не зверские суперзлодеи, которые излучают зло, как таковое. Нет. Они – профессионалы, выполняющие свою работу.
Также показаны и оперативники КГБ, противостоящие компании Георгия Жжёнова. Это люди со своими чувствами, взглядами, страхами, но исполняющие свой долг по защите государства. Например, контрразведчик, который внедряется к Тульеву в группу (не буду спойлерить имя или прозвище) – один из самых любопытных образов оперативников, которые я видел в кино.
Достоинства и недостатки картины
«Ошибка резидента» целиком сделана на оперативной работе и всем, вытекающим из этого. Сделана интересно, сделана с достоинством. Но очень сильно картину поддерживает и актерский состав.
Во-первых, Георгий Жжёнов. По манере игры и типажу это практически наш советский Хэмфри Богарт. Сдержанный, серьезный, весомый – мы понимаем, что перед нами очень солидный мужчина, который слов на ветер не бросает, и который свое дело знает.
Спокойная манера игры еще больше добавляет образу уверенности. Я думаю, что во многом именно Жжёнову персонаж Тульева обязан тем, что сразу же вызывает симпатию у зрителя.
Во-вторых, остальная компания. Олег Жаков, например, играющий бывшего власовца Дембовича. Это интеллигентный старичок, которому совсем не нравится заниматься этими агентурными делами – ему уже не по годам, но в силу определенных обстоятельств (и давления Тульева) приходится.
Или Михаил Ножкин, играющий вора Бекаса – это прямо-таки настоящая шпана. Но шпана, не лишенная души. Также в «Ошибке резидента» можно заметить молоденькую Ирину Мирошниченко, и вообще есть на кого посмотреть.
Черно-белое изображение чуть стилизует фильм одновременно под хронику, и под нуар-фильм. Хотя, вряд ли Вениамин Дорман задумывался о том, что получается некое подобие нуара, но оно в результате получилось.
Из недостатков могу сказать, что в «Ошибке резидента» несколько скомканная концовка. Но это можно объяснить лишь тем, что Дорман снял еще некоторое количество фильмов о Тульеве, и концовка первого фильма изначально затачивалась под продолжение.
Но «Судьбу резидента» я еще посмотреть не успел – надеюсь, она произведет на меня такой же восторг, как и «Ошибка».
В общем, дорогие друзья, я рекомендую эту прекрасную советскую картину в первую очередь тем, кто любит умное кино (не путать с заумным и нудным), серьезный подход к показываемой теме, а также кому интересны границы нашего кино.
Всё-таки в советской кинематографии были примеры отличных фильмов, которые могли бы под орех разделать многие западные хиты.
Кино-Режиссер - Вениамин Дорман, Кино-студия - им. ГОРЬКОГО, Кино-Жанр - ДЕТЕКТИВ, Фильм - Ошибка резидента 1968-198