Архетипы в советских фильмах
Многие недавние исследования показывают, что советская культура стремилась создать новый тип мифологии. И мифология всегда основана на архетипах - некоторые абсолютные, некоторые прототипные, некоторые парадигматические. История культуры изобилует архетипами: божественным существом, воином, матерью и многими другими.
У советской культуры тоже были свои божества: сначала Ленин, великий вождь и дедушка советского народа, чье тело до сих пор лежит в центре Москвы как объект идолопоклонства. Затем пришел Сталин. Если Ленин был дедушкой, то Сталин был отцом. После смерти Сталина и разоблачительной речи Хрущева на XX съезде эпоха идолов подошла к концу: ни Хрущев, ни какой-либо последующий генеральный секретарь Советского Союза не проникли в общественное сознание как бог.
Были и герои. До войны, в период коллективизации и пятилетки, главным героем советской войны был шахтер Стаханов. В 1935 году одна из стахановских смен дала в 14 раз больше угля, чем было предписано на человека. Стаханов получил звание «Герой Социалистического Труда», а его имя стало эпитетом. Во время войны гражданский героизм уступил место героическому фронту. Появились новые герои и социальные типы. И они не могли не отразиться на советских фильмах о войне ...