Жизнь и творчество советского режиссера Сергея Эйзенштейна
Как это обычно бывает, творческий бомонд Советского Союза представлял собой довольно тесный мирок, в котором все знали всех.
Сергей Эйзенштейн
Однако такая игра не могла продолжаться до бесконечности - и вот на одной из лекций Зинаида Райх (известная актриса и жена Мейерхольда) набросала несколько слов на клочке афиши и передала его Эйзенштейну. Понимание творчества Эйзенштейном со временем и привело его в кино. От идеи «монтажа аттракционов» Эйзенштейн логически пришёл к «монтажу мыслей», концепция которого содержалась в теории «интеллектуального кино»; новый вид «монтажа» реализовывался с помощью усложненных кинометафор, по-прежнему, однако, направленных на переустройство действительности. Шагающая вниз по Потёмкинской лестнице, сеющая перед собой смерть бездушная шеренга солдат; князь Александр, поднимающий своих воинов на смертный бой против нашествия тевтонского рыцарства.
Фильмы «Броненосец «Потёмкин» и «Александр Невский», как и другие творения Эйзенштейна, стали классикой мирового кино. В 1938 г. режиссёр поставил фильм «Александр Невский», удостоившийся многих наград, в том числе Сталинской премии 1941 г. - после начала войны Германии против СССР. Однако вначале, почти сразу после выхода на экраны, картина легла на полку: правительство СССР побоялось обидеть немцев, с которыми готовилось заключить пакт о ненападении.
Правда, встреча Сергея Эйзенштейна и актёра Николая Черкасова в феврале 1947 г. со Сталиным, Молотовым и Ждановым дала возможность переработать картину, но последовавший вскоре инфаркт не позволил режиссёру сделать этого. Тот самый инфаркт, закончившийся смертью Эйзенштейна, был, среди прочего, вызван сильными переживаниями за судьбу своего фильма. А мексиканские кинематографисты уже 70 лет считают Эйзенштейна своим первым режиссёром.