Старые мысли о советском кино
Во время существования СССР наш кинематограф создал немало шедевров мирового уровня. Помнится, как «умирали» от смеха в кинозалах, смотря комедию «Полосатый рейс», дети. Взрослым полюбилась «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и другие кинокомедии режиссеров. Снимались другие художественные фильмы высочайшей пробы. Сейчас шедевра такого уровня уже не создать, я считаю.
Великолепные киноактеры, к сожалению, скончавшиеся, оставили нам наследство в виде кинолент. И мы сегодня с удовольствием просматриваем их снова и снова. На фоне жестокости и насилия на кино и телеэкранах это как глоток свежего воздуха среди задымленного помещения. Умели же люди работать! И как работать! Появившиеся в перестроечное время фильмы: «Меня зовут Арлекино», «Игла», «Маленькая Вера» и другие внесли резкий негатив, хотя режиссеры максимально старались приблизиться к реальности. Исчезала, наконец, цензура. Хлынувшие потоком к нам из-за рубежа боевики и фильмы ужасов довершили дело. Вампиры с убийцами, монстры и роботы сначала поражали, затем зрители к ним привыкли. Привыкли к потокам крови и насилия, выстрелам и ранам. К шедеврам можно отнести только «Парк Юрского периода» и другие фильмы Джеймса Кэмерона. А вот кровавые разборки в фильмах Квентина Тарантино вызывали отвращение у нормальных людей. Как и похождения маньяка Фредди Крюгера в «Кошмаре на улице Вязов» С. Байера.
Патологически больные люди, наверное, упивались просмотрами подобных кинокартин. Российский кинематограф зачах в 90-е годы прошлого века. Спецэффекты западных фильмов затмили творения наших режиссеров, упор в работе которых делался при съемках на натуральные сцены. Постепенно и мы научились снимать фильмы со спецэффектами. Началось «поднятие с колен» российского кинематографа. Отдельно стояли индийские киноленты, все эти сплошные мелодрамы, на просмотрах которых плакали девочки, женщины и даже мужчины. Фильмы собирали полные кинозалы. Просматривать творения индийских режиссеров считалось в интеллигентных кругах дурным тоном, но смотрели! Буйства цветов на киноэкранах и особенно песни, а они были во всех фильмах, незнакомая восточная страна и её обычаи – всё это было так непривычно, отлично от нашего серого существования. Зло, всегда в конце уступавшее добру, танцы с песнями – как это было красиво! Красиво смотреть и сегодня, только мало кто смотрит индийские киноленты.
Жизнь, реальная и беспощадная, внезапно вторгнувшийся капитализм, внесли корректировку в сознание современного зрителя. А сладкий обман остался в прошлом. Появившиеся сериалы-боевики с суперменами в главных ролях надолго приковали к телеэкранам зрителей. А огромное количество спутниковых телеканалов представляет такой же выбор при просмотре. Искусство кинематографа двинулось в формат 3D с многоканальным звуковым сопровождением, вспомнив о стереокино.