Валерий Чкалов - История одного испытателя
Более семидесяти лет прошло со дня гибели Валерия Чкалова.
Конструкции самолетов менялись и совершенствовались. Громадный прогресс авиации оставил далеко позади допотопные «кукурузники». За эти семь десятилетий не изменилось только одно: Чкалов по-прежнему остается пилотом России номер один.
Валерий Чкалов сформулировал свое кредо еще совсем молодым: стать летчиком, лучшим из лучших, непобедимым в боях. Свободолюбивый, всегда что-то ищущий, атакующий, смело ломающий устаревшие нормы. Большой мечтатель, полный планов и идей, устремленный в будущее. Это — полная характеристика Валерия Павловича Чкалова.
Вода и небо
Коренной волжанин, потомок бурлаков, Чкалов всю жизнь преданно любил родную Волгу. Водная стихия едва не отняла Валерия у неба. Шестилетним он уже далеко заплывал, нырял под плоты, отсчитывая под водой до сорока бревен. Его тянуло к пароходам, в играх он воображал себя капитаном.
Юношей Валерий кочегарил на камнечерпалке. Как-то раз, услышав звук мотора, выскочил на палубу — и впервые увидел самолет. С тех пор он мечтал только о небе... Но вода все же осталась: главные трассы его жизни прошли над океаном.
Завсегдатай «губы»
Итак, воздушная стихия победила: Чкалов был создан для авиации. В летной школе: «неоперившийся» курсант выделывал на старье запрещенные фигуры высшего пилотажа. Потом, в ленинградской эскадрилье, он частенько попадал под арест за свои фирменные трюки. Чкалов ставил самолет ребром и пролетал между деревьями, летал «перевернутый» — вверх колесами. Однажды на невской набережной любопытный летчик встревожил бдительного постового: слишком уж пристально изучал конструкцию Троицкого моста. Пришлось Чкалову объясняться... А в один прекрасный день под мостом прогрохотал самолет. За это Чкалова опять наградили «губой».
На войне такие «подлеты» не раз спасали летчикам жизнь. Тогда же подтвердилась боевая сила на малых высотах... Однажды, тренируя звено истребителей на бреющем полете, Чкалов врезался в провисшие провода. За разбитую машину летчика осудили на год. Благодаря влиятельным заступникам он отсидел всего 19 дней, но из армии его уволили: многих возмущало чкаловское лихачество.
Да, конечно, был и простой удалой риск, ведь Валерий чувствовал себя в воздухе как дома. Но был и расчет. Чкалов был новатором, а потому вырабатывал свои правила, но от них уже не отступал. Как-то Валерий Павлович задумал сделать обратную петлю. Но, поработав над чертежами и схемами, понял: ничего не выйдет — отвалится плоскость...
Еще один феномен
Чкалов с детства отличался математическими способностями. Готовясь к полетам на планере, он часами следил за птицами, изучал розу ветров, замерял температуру воздуха... В летной школе вспоминали его феноменальную память: за пару минут Чкалов «фотографировал» целую страницу чисел. Решая у доски сложные задачи, он выдавал ответ, как только преподаватель заканчивал диктовать условие. А пораженным товарищам, смеясь, объяснял: «У меня голова и рука на параллельных курсах: рука пишет, голова варит, но у головы большая скорость».
Дорогая жизнь виртуоза
Звезда Валерия Чкалова взошла, когда он стал испытателем на авиазаводе. На майском параде 1935-го его представили Сталину. Тот спросил у летчика, берет ли он с собой парашют. Чкалов ответил, что предпочитает обходиться без него, ведь главное - сберечь машину. И тут Сталин произнес исторические слова: "Ваша жизнь дороже любой машины". Через три дня Чкалова наградили орденом Ленина. Своим головокружительным воздушным танцем он произвел фурор: непрерывный каскад мертвых петель, иммельманов, бочек, переворотов завершался крутым пикированием. И в этом потоке был строгий смысл и цель. Даже опытнейшим асам пришлось склонить головы перед виртуозом, который, буквально слившись с машиной, показал классический образец полета.