Москвич 412 - Советские автомобили

Автолюбители старшего поколения часто говорят, что мотор этого авто был «слизан» с мотора BMW M-10 1961 года. Кто-то из них говорит об этом с гордостью, кто-то злословит, но факт остается фактом: Москвич 412 действительно получил при создании копию двигателя германской марки. Этот 1, 5-литровый двигатель УМЗ-412 не так уж плох. 

Частный советский автомобиль Москвич бежевого цвета

 

Советские конструкторы скопировали не только его конструкцию, но и надежность. Он обладает хорошей тягой, но несколько туговат на разгон. Чтобы достичь 100км/ч, нужно потратить целых 20 секунд. Однако, «раскочегарившись» способен тянуть автомобиль даже с максимальной загрузкой на постоянной скорости 140-160км/ч. К слову, этот двигатель устанавливался впоследствии и на другие модели «Москвич»: 427-й с кузовом «универсал», 434-й – грузовой «фургон» с тремя дверцами, а также ИЖ-2125 Комби с кузовом хэтчбек. 

Конечно, расход топлива с «родным» карбюратором К-126 большой, особенно по нынешним временам. Он составляет 11-13 литров на сотню при езде по городу. Причем даже самая тщательная регулировка карбюратора расход практически не уменьшает. Однако смекалистые люди нашли выход из ситуации – заменить К-126 на карбюратор от ВАЗ 2105 или 2108. В этом случае потребление топлива снижается до 8-9 литров. Как видно, «Москвич» не для любителей уличных гонок (кстати, 412 использовался и в качестве гоночного авто, но об этом немного позже) и водителей, стремящихся к экономии топлива. Тем не менее, это авто все имело огромную армию поклонников. Да и сейчас его нередко можно встретить на наших дорогах. В чем же причина? Попробуем разобраться. 

 

Одной из причин народной любви к «Москвичу», не говоря о надежном двигателе, можно считать его «неубиваемость». Это касается как ходовой части, так и корпуса. Подвеску у М-412 можно вполне назвать идеальной для наших дорожных условий. На любых неровностях ехать на 412-м довольно комфортно и мягко. Клиренс в 180мм вполне годится для езды по сельской местности. Правда, из-за низкой расположенности трамблера слишком рассекать по лужам не стоит (хотя, некоторые водители обматывают эту деталь целлофаном или надевают резиновую перчатку). Да и вообще на проселочных дорогах «Москвич» ведет себя весьма неплохо. Конечно, езда должна быть аккуратной. Скачков по ямам не выдержит никакой автомобиль. 

 

В целом, ходовая этого автомобиля при надлежащем уходе и аккуратности владельца способна прослужить не один десяток лет. Когда же дело дойдет до ремонта, то многие детали в целях экономии можно снимать со старых авто, готовящихся к утилизации. Доступность и приемлемая цена запчастей – это еще одна причина, по которой 412-й полюбился нашим водителям. Кроме того, большинство видов ремонта можно произвести своими силами. А ремонтировать придется довольно редко. Однажды приведенный в порядок автомобиль не скоро начнет доставлять неприятности в дороге. Четырехступенчатая коробка передач (механическая, естественно) исправно служит как минимум 30-40 тысяч километров. 

 

После этого начинаются самопроизвольные выключения передач на холостых оборотах. Но и тогда есть еще большой запас времени, чтобы купить все необходимое для ремонта (как уже говорилось, можно купить на свалке 1-2 коробки по весу и сделать из них одну). Так что «Москвич-412» можно порекомендовать в качестве первого авто не только тому, кто хочет научиться ездить, но и тому, кто хочет научиться разбираться в автомобилях. 

 

Устанавливаемые сзади в дополнение к амортизаторам рессоры позволяют легко перевозить 500 и более килограммов груза. Сейчас нередко можно встретить автомобили с усиленными рессорами, на которых возят картошку и другие товары массой куда больше «паспортных» четырех сотен кило. Полуторалитровый 75-сильный мотор тянет, кузов не разрывается. 

 

Как уже говорилось, у этого «Москвича» крепкая не только ходовая часть, но и кузов. Он значительно крепче кузовов авто этой же марки старшего поколения. Часто бывает, что при не очень сильных ударах на корпусе не остается даже вмятины.

 

Толстый металл, хорошая сварка, особенности конструкции и надежное антикоррозийное покрытие позволяют не беспокоиться о кузове в течение 15-20 лет. Потом, все же, кое-где придется подварить. Но даже с учетом этого и в 30 лет «Москвичи» выглядят на наших дорогах куда аккуратнее, чем гнилые «копейки» и другие «Жигули». 

 

Сам внешний вид «Москвича» оригинален. Его нельзя спутать ни с каким другим автомобилем. Даже в наше время он выглядит не устаревшим «ведром», а практически ретро-автомобилем. В нем сочетаются аккуратность, надежность и динамичность. Габариты 412-го таковы: 4196 мм длины, 1550мм ширины, 1480мм высоты. Масса 1045 кг. Современные умельцы проводят часто тюнинг, превращая 412-й практически в произведение искусства. 

 

Производить «Москвич-412» стали в 1967 году (на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола — АЗЛК), а в 1969-1971 году провели модернизацию, благодаря которой была улучшена безопасность машины. Мягкие травмобезопасные накладки на внутренние ручки дверей, на передние стойки, травмобезопасная конструкция руля и ремни безопасности. 

 

Авто прошло тестирование на уровень пассивной безопасности во Францию такой подход к этому вопросу был применен в СССР впервые. Кроме безопасности, поработали и над салоном: передние сидения разделили, а между ними, согласно европейским стандартам того времени, установили рычаг переключения передач. 

 

Поработали над внешним видом машины или, как говорят сейчас, провели рестайлинг. Фары стали квадратными и под ними разместились передние указатели поворотов. Задние фонари сделали горизонтальными, а «поворотники» треугольной формы разместились над ними. Кстати фары производились в ГДР. В 1974 снаружи появился еще один элемент пассивной безопасности – «клыки» на бампере. Модернизированный 412-й назывался «Москвич-412ИЭ». «ИЭ» – означало соответствие европейским нормам пассивной безопасности. 

 

Данная модель автомобиля была настолько удачной, что более половины 412-х выпускаемых на АЗЛК уже с 1967 года отправлялись на экспорт. Экспортные экземпляры имели дополнительные индексы в названии. Так, буква «Э» обозначала «экспорт», «П» – «правый руль», «Ю» – «южные страны». Кроме того, сборка этих машин была налажена в НРБ (выпускались под маркой Rila) и в Бельгии (марка Scaldia). В связи с большим спросом, был открыт еще один завод по производству 412-х в Ижевске. В 1976 году на московском заводе выпуск этой модели прекратили, в Ижевске Москвичи 412 с названием ИЖ выпускались до 1997 года. 

 

Как уже упоминалось в начале статьи, проявил себя 412-й и в спорте. Для гонок выпускались модифицированные авто. Кузов дополнялся каркасом из труб, защиту картера двигателя, противотуманные фары. Также устанавливался дополнительный топливный бак (для участия в ралли), высотный корректор в карбюратор и колесные диски большей ширины. Мощность двигателя увеличивалась до 81 лошадиной силы. Правда, при этом масса самого авто увеличивалась примерно на полтонны. В 1972 году с конвейера сошел первый спортивный 412-й – М-412Р с форсированным двигателем. Эта машина была самой перспективной для спорта в СССР до появления первых «Лада-Спутник». Но еще до 1972 «Москвич-412» прекрасно зарекомендовал себя на крупнейших международных состязаниях. 

 

В трансконтинентальном марафонском пробеге «Лондон — Сидней» (16 000км), проводившемся в 1968 году наши гонщики завоевали четвертое место в командном зачете. Третье командное место было завоевано в 1970 году на ралли «Лондон — Мехико». При этом один из экипажей занял 12-е место в личном зачете. А ведь «Москвичу» приходилось соревноваться с заводскими командами Ford и British Leyland. В частности, более чем серьезным соперником выступал Ford Falcon GT с моторами I6 и V8, а также BMW 2002ti, Triumph 2. 5PI. Помогали эти авто завоевать призовые места гонщикам и на соревнования внутри СССР. Кстати, гоночные модификации 412 можно увидеть в старых фильмах: «Гонщики» или «Семь дней с русской красавицей», например. 

 

Итак, не смотря на то, что «Москвич-412» давно снят с производства, десятки тысяч экземпляров исправно служат своим владельцам и по сей день. И все благодаря надежной конструкции, удачному двигателю и доступности ремонта. Сравнивать же этот автомобиль с более современными «Жигулями» и, тем более иномарками попросту некорректно, так как сравнению будут подвергаться авто разных поколений и разных концепций.

Популярное по теме - Советская авто-техника

No More Articles

Ещё по теме - Советская авто-техника

No More Articles

Новые публикации по теме - Советская авто-техника

No More Articles
Яндекс.Метрика