История грейдера в СССР

В России для постройки грунтовых дорог издавна применялись плуги и бороны, ручные и конные лопаты, утюги и катки. Первоначально опыты постройки грунтовых дорог с использованием грейдеров, проведенные на юге России, особого успеха не имели. На черноземе построенные таким образом грунтовые дороги под воздействием избыточной влаги, особенно в весенний и осенний периоды, размокали и заплывали. Первое успешное применение грейдеров (стругов) в нашей стране было осуществлено в сентябре 1913 г. на строительстве Мостищенской дороги вблизи г. Киева.

 

ДЗ-6

Прицепной грейдер ДЗ-6 (Гоейдер-террасник Д-241) (1950)

Весной 1914 г. по инициативе директора Департамента государственных земельных имуществ П.П. Зубовского в 30 верстах от Петербурга на станции Антропшино Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в присутствии статс-советника А.В. Кривошеина были проведены испытания выписанных из Америки дорожных машин, включающих в себя и грейдеры. За 2 часа через поле, перерытое канавами, была построена совершенная грунтовая дорога длиной 170 м, соединившая станцию с близлежащей писчебумажной фабрикой Товарищества Наследников К.П. Печаткина. Этот же комплект дорожных машин осенью 1914 г. во время Первой мировой войны в течение 2,5 месяцев использовался для постройки 30 верст грунтовых дорог военного назначения. Построенные грунтовые дороги прекрасно переносили проливные дожди и вполне удовлетворяли своему назначению, обеспечивая передвижение гужевого и автомобильного транспорта, в том числе и тяжелого груженного.

 

Весной 1914 г. по инициативе директора Департамента государственных земельных имуществ П.П. Зубовского в 30 верстах от Петербурга на станции Антропшино Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в присутствии статс-советника А.В. Кривошеина были проведены испытания выписанных из Америки дорожных машин, включающих в себя и грейдеры. За 2 часа через поле, перерытое канавами, была построена совершенная грунтовая дорога длиной 170 м, соединившая станцию с близлежащей писчебумажной фабрикой Товарищества Наследников К.П. Печаткина. Этот же комплект дорожных машин осенью 1914 г. во время Первой мировой войны в течение 2,5 месяцев использовался для постройки 30 верст грунтовых дорог военного назначения. Построенные грунтовые дороги прекрасно переносили проливные дожди и вполне удовлетворяли своему назначению, обеспечивая передвижение гужевого и автомобильного транспорта, в том числе и тяжелого груженного.

 

 Грейдер «Патруль»

 

Грейдер «Патруль» (1929)

 

Первые опыты строительства грунтовых дорог в СССР с применением импортных американских машин проводились в 1926 г. С 1926-1927 гг. начал налаживаться единичный выпуск советских дорожных машин на Онежском заводе (г. Петрозаводск). В 1929-1930 гг. Онежский завод освоил выпуск легкого грейдера «Патруль» и среднего грейдера «Беджер» по типу американских грейдеров фирмы ними концами на заднюю ось, а передними - на передок. На этой раме были установлены тяговая рама, на которой крепился поворотный круг с отвалом и ножом. Грейдеры имели механизмы: подъема отвала, выноса отвала в сторону, поворота отвала вокруг вертикальной оси, наклона передних и задних колес, выдвижения задней оси в сторону и поворота дышла. Кроме того, грейдеры оснащались удлинителями ножа для работы на легких грунтах, а также откосниками, предназначенными для планировки внешней стороны канавы. Эти грейдеры являлись основными при постройке земляного полотна и использовались в сцепе с трактором мощностью 50.75 л. с.

 

 Грейдер A-12

 

Грейдер A-12 (1931)

 

Для обеспечения двухсменного 10-часового режима работы в 1930 г. в Омской области машино-дорожным отрядом Зернотреста был проведен опыт работы в ночное время. Грейдер Adams-12 с трактором Caterpillar мощностью 60 л. с. обрабатывал поперечный профиль дорожного полотна по 12-проходной схеме. Для освещения были использованы фары с трактора Caterpillar и аккумулятор от автомобиля Ford. Тракторист, пользуясь светом фары на тракторе, освещавшей 3-4 колышка разбивки, вел трактор в полутора метрах от линии разбивки. Фары на грейдере освещали 3-4 колышка (около 60 м), что вполне удовлетворяло грейдериста.

 

В 1933 г. выпуск грейдеров значительно сократился ввиду того, что Онежский завод был переориентирован на выпуск другой продукции. Но уже в 1934 г. производство легких грейдеров ДГЛ-6 (в 1937 г. заменен грейдером ДГЛ-7) было налажено на Кременчугском заводе дорожных машин им. И.В. Сталина, а средних А-8 и тяжелых А-12, аналогичных выпускавшимся Онежским заводом по типу грейдеров фирмы Adams, на Николаевском заводе «Дормашина» и, кроме того, грейдер А-12 выпускался заводом дорожных машин Свердловского Ошосдора УНКВД (станция Исток).

 

Грейдер легкого типа ДГЛ-6, оснащенный ножом длиной 1840 мм (6’), буксировался трактором СХТЗ-15/30. Нож мог быть поднят на высоту до 280 мм. Колесная база грейдера составляла 2550 мм, диаметр передних колес 610 мм, задних - 880 мм. Колея передних колес 1270 мм, задних - 1670 мм. Длина грейдера массой 650 кг с дышлом достигала 6,6 м.

 

 greyderi3.jpg

 Грейдер ДГЛ-7 (1937)

 

Грейдер легкого типа ДГЛ-7  с ножом длиной 2140 мм (7’) отличался от грейдера ДГЛ-6 наличием механизма поворота дышла, позволяющего изменять направление движение грейдера независимо от трактора, и механизма выноса ножа в сторону. Наибольший вынос ножа составлял 300 мм. Грейдер ДГЛ-7 не имел механизма наклона передних и задних колес, а также дополнительного оборудования (удлинителя для основного ножа и откосника).

 

 ЦДОРМАШНИИ

 

Автогрейдер ЦДОРМАШНИИ (1934)

 

В 1934 г. в ЦДОРМАШНИИ был построен первый опытный образец отечественного автогрейдера, который имел колесногусеничный ход и был построен на базе колесного трактора СХТЗ- 15/30, оборудованного гусеничной тележкой конструкции ВИМЭ. Грейдерное оборудование монтировалось к трактору и могло быть отделено от него для использования трактора по другому назначению. Передние колеса от трактора СХТЗ-15/30 были насажены на полуоси и снабжены приспособлениями, позволяющими производить их наклон и поворот. Длина ножа составляла 3000 мм, высота 495 мм. Перед ножом был установлен кирковщик. Масса автогрейдера вместе с трактором достигала 8 т.

 

В 1936 г. Николаевский завод перешел на производство средних ГС и тяжелых ГТ  грейдеров по типу грейдеров фирмы Caterpillar. Грейдеры были аналогичной конструкции и отличались только размерами. Грейдеры имели приспособления для наклона передних и задних колес, приспособления для бокового смещения рамы по задней оси, механизм изменения направления движения при буксировке на гибкой сцепке, механизмы подъема-опускания, поворота и выноса ножа в сторону. В ручную осуществлялась регулировка угла резания. Дополнительно грейдер комплектовался двумя удлинителями ножа (левым и правым) и откосником для обработки внешнего откоса кюветов. Грейдер ГТ выпускался также Свердловским заводом Гушосдора НКВД.

 

 

 Грейдер ГТ

Грейдер ГТ (1936)

 

В 1937 г. Николаевский завод освоил выпуск модернизированных тяжелых грейдеров ГТМ модели Д-20 . На модернизированном грейдере была изменена конструкция механизма фиксации ножа с возможностью управления защелкой с места грейдериста. Управление всеми механизмами, кроме выноса рамы в сторону и изменения угла резания, осуществлялось с рабочего места грейдериста. Благодаря особому устройству тяговой рамы и ее подъемного механизма нож грейдера мог быть вынесен полностью на бок грейдера и установлен под углом до 75° к поверхности земли.

 

 ГТМ мод. Д-20

 

Грейдер ГТМ мод. Д-20 (1937)

 

В том же году Николаевским заводом освоен серийный выпуск тяжелых грейдеров ГГ модели Д-57 с гидравлическим управлением. Гидроцилиндры обеспечивали изменение угла наклона передних и задних колес, поворот дышла, подъем-опускание и перекос ножа, вращение поворотного круга (поворот ножа в плане). Изменение угла резания, как и раньше, выполнялось вручную. Привод гидроцилиндров осуществлялся с помощью двигателя внутреннего сгорания мощностью 6 л. с. и шестеренного насоса производительностью 85 л/мин (рабочее давление 8 МПа (80 атм.), установленных на основной раме грейдера. Управление рабочими органами осуществлялось с места грейдериста гидрораспределителем с 8 ручками управления и рычагом стопорного болта, фиксирующего положение поворотного круга на тяговой раме.

 

 ГГ мод. Д-57

 

Гоейдер ГГ мод. Д-57 (1937)

 

 

После войны Брянский завод дорожных машин (завод № 790 Главдормаш) освоил производство довоенного тяжелого грейдера модели Д-20. В 1948 г. завод перешел на выпуск усиленного грейдера модели Д-20А, рассчитанного на тяговое усилие 88 кН, вместо 43 кН у грейдера Д-20. На грейдере Д-20А управление механизмами передних колес и вращения поворотного круга осуществлялось при помощи одного штурвала, для чего была предусмотрена специальная передаточная коробка с механизмом переключения шестерен. На этой же коробке был укреплен и штурвал механизма управления дышлом, вал которого проходил сквозь пустотелый приводной вал рукоятки. С мая 1951 г. выпускался грейдер Д-20Б, который оснащался взаимозаменяемыми металлическими или пневматическими колесами. Грейдер Д-20Б был оборудован указателями для установки углов захвата и углов резания.

 

 Грейдер Д-20А

 

Грейдер Д-20А (1948)

 

В конце 40-х гг. на Брянском заводе были разработаны еще две модели прицепных грейдеров: усиленного Д-165 и среднего класса Д-241.

 

 Д-165

 

Грейдер Д-165 (1949)

 

Грейдер Д-165  от грейдера Д-20А при той же длине ножа 3660 мм отличался большей базой, большей высотой отвала, большим выносом ножа в сторону и большей высотой, а также установкой кирковщика с соответствующим механизмом управления. Грейдер Д-165А с механизированным управлением отличался наличием двигателя внутреннего сгорания Л-6 мощностью 6 л. с. и механическим приводом всех механизмов управления, за исключением механизма перемещения рамы по задней оси, наличием тормозов, действующих на задние колеса, и электроосветительных приборов. Управление механизмами осуществлялось со специального пульта на месте грейдериста.

 

 greyderi10.jpg

 

 Гоейдер-террасник Д-241 (1950)

 

Грейдер среднего класса Д-241 отличался от грейдера Д-20А меньшими размерами, меньшей длиной ножа (3000 мм вместо 3660 мм), отсутствием механизмов для наклона передних колес и для перемещения рамы по задней оси, а также возможностью демонтажа передней оси и установки передней части рамы грейдера на сцепное устройство трактора СХТЗ-НАТИ. Последнее позволяло применять грейдер для устройства террас на косогорах и в горной местности.

 Грейдер прицепной

Прицепной грейдер ДЗ-6 70-е годы ( Ранее назывался Грейдер среднего класса Д-241)

 

 Грейдер ДЗ-6 на вид кажется очень архаичным, и это неудивительно - эта машина выпускалась с 1950-х (тогда она называлась ещё Д-241, по старой системе индексации дорожной техники), а в основе лежит ещё довоенная конструкция. На раме сохранилась табличка, из которой можно узнать, что этот грейдер был произведён заводом "Октябрьская кузница", находящемся в украинском городе Коростене. Год выпуска, увы, нечитаем, известно только, что это 1970-е.

Автогредера в СССР в послевоенные годы

 

При всех усилиях промышленности, дорожная отрасль в этот период испытывала острый недостаток в автогрейдерах. На тот момент выпускались преимущественно малоэффективные прицепные грейдеры. В V пятилетке (первая половина 50-к годов) заводы Минстройдормаша изготовили 10124 прицепных грейдера и только 1628 автогрейдеров. По намеченному плану уже в 1956 году должно было быть произведено 1500 автогрейдеров, то есть почти столько же, сколько за все предыдущее пятилетие.

 

К сожалению, автогрейдеры, освоенные в первые после военные годы, не в полной мере отвечали существующим на тот момент требованиям. Чтобы как-то привести к единой системе зарождающееся производство машин нового типа, ВНИИ-Стройдормаш разработал типаж, согласно которому в СССР должны были выпускаться три вида автогрейдеров с двигателями мощностью 50,100 и 150 л.с. Подготовленные проекты предусматривали, что автогрейдеры будут иметь до 10 видов сменного оборудования. Важной особенностью было то, что их объединяла широкая унификация трансмиссии, механизмов привода и управления.

 

ДЗ-6 относится к среднему классу прицепных грейдеров, в качестве тягачей использовались тракторы ДТ-54 и ДТ-75. Все приводы рабочих механизмов на грейдере механические, никакой гидравлики. Два больших "штурвала" сзади служили для подъёма-опускания ножа, поворот ножа осуществлялся с помощью ещё одного колеса, похожего на рулевое и стоявшего сверху на раме, на грейдере-памятнике оно отсутствует, остался только кронштейн. Сиденье оператора тоже отсутствует, зато сохранился механизм изменения угла наклона задних колёс, расположенный над задней осью.

 

ДЗ-6 мог поставляться заводом и с металлическими колёсами, как на этом экземпляре, и с пневматическими (по особому заказу). Грейдер, обутый в резину, конечно, шёл мягче, но появлялся риск повреждения шин, особенно если работа шла на каменистых грунтах. Старенькие ДЗ-6, отличавшиеся простотой и надёжностью конструкции, до сих пор можно встретить в работе в сельской местности.

 

В-1

 Автогрейдер В-1 (1949)

 

В 1949 г. началось серийное производство легких автогрейдеров В-1  в Центральной ремонтной мастерской Ушосдора Эстонской ССР (г. Пайда). В конструкции автогрейдера двигатель, коробка передач и мосты были использованы от автомобиля ГАЗ-ММ. Механизм управления подъемом-опусканием ножа осуществлялся гидравлически, вращение ножа в горизонтальной плоскости, изменение угла резания, рулевое управление и вынос ножа в сторону производились вручную. Длина ножа 3050 мм, высота 380 мм, боковой сдвиг ножа 320 мм, масса машины 3170 кг.

 

 Д-144

 

Автогрейдер Д-144 (1949)

 

В 1949 г. Челябинский завод дорожных машин им. Д. В. Колю- щенко изготовил первые автогрейдеры Д-144, которые оснащались отвалом с ножом длиной 3660 мм и кирковщиком с 11 зубьями. Отвал мог поворачиваться в горизонтальной плоскости на 360°, в вертикальной плоскости на 72°, боковой вынос ножа составлял 380... 760 мм. На автогрейдере был установлен двигатель КДМ-46 мощностью 93 л. с., сцепление от трактора С-80 и 8-ступенчатая механическая коробка передач с демультипликатором, от которой крутящий момент передавался на главную передачу, балансиры и ведущие колеса задних осей. Привод всех механизмов управления рабочим оборудованием, кроме механизма изменения угла резанья, осуществлялся механически от двигателя через независимый отбор мощности, специальный конический редуктор и коробку управления, расположенную на площадке водителя. С 1955 г. производство автогрейдеров Д-144 началось на вновь построенном Орловском заводе дорожных машин.

 

 Д-196

 

Автогрейдер Д-196 (1950)

 

В 1950 г. Брянский завод дорожных машин освоил производство легких автогрейдеров Д-196. У этого автогрейдера двигатель КД-35 мощностью 37 л. с. и силовая передача были расположены перпендикулярно направлению движения машины. 6-ступенчатая механическая коробка передач обеспечивала рабочие скорости движения 3...5 км/ч и транспортные до 28 км/ч. Ведущими колесами были задние. Автогрейдер комплектовался ножом длиной 3 м. Угол поворота ножа в горизонтальной плоскости составлял 360°, в вертикальной - до 70°. Боковой сдвиг ножа в направляющих достигал до 700 мм. Автогрейдер комплектовался кирковщиком с 9 зубьями.

 

 greyderi15.jpg

 

Автогрейдер Д-265 (1952)

 

В 1952 г. Брянский завод начал производство 3-осных легких автогрейдеров Д-265 с механическим управлением рабочими органами. Автогрейдер комплектовался двигателем Д-54 мощностью 54 л. с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Нож длиной 3040 мм поворачивался в плане на 28...90° и в вертикальной плоскости для срезания откосов - до 80°. Боковой сдвиг в обе стороны составлял 400 мм. Автогрейдер комплектовался 7-зубым кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами. В 1958 г. в производственной программе Брянского завода его сменил аналогичный автогрейдер Д-465, оснащенный упрощенной 6-ступенчатой коробкой передач у которой шестерни отбора мощности одновременно являлись шестернями заднего хода и большим дорожным просветом за счет балансиров другой формы. У автогрейдера Д-465 нож в плане поворачивался на 360°, но уже не имел бокового выноса. Кабина оснащалась зависимым жидкостным отопителем.

 

 В-10

 

Автогрейдер В-10 (1955)

 

В 1955 г. на заводе в г. Пайде (Эстония) освоили выпуск легких автогрейдеров В-10 у которых агрегаты трансмиссии были заимствованы от трактора ДТ-54 и автомобиля ЗИС-150. Крутящий момент от двигателя Д-54 передавался задним колесам через муфту сцепления, карданный вал, коробку передач ДТ-54, мультипликатор, карданный вал, задний мост ЗИС-150 и бортовые редукторы. Управление рабочими органами и наклоном колес было гидравлическое, осуществлялось из кабины водителя. Рулевое управление - механическое, с помощью рулевого механизма автомобиля ЗИС-150. В 1962 г. Пайдеский завод дорожных машин перешел на выпуск автогрейдеров Д-512, которые от В-10 отличались длиной и высотой отвала, а также возможностью поворота отвала в плане на 360°. На автогрейдере был установлен двигатель СМД-14 мощностью 75 л. с. и 6-ступенчатая реверсивная коробка передач.

 

 Д-426

 

Автогрейдер Д-426 (1957)

 

Автогрейдер среднего класса Д-426 выпускавшийся с 1957 г. Орловским заводом дорожных машин, отличался наличием двух ведущих мостов со всеми управляемыми и ведущими колесами и гидравлическим управлением рабочими органами. Двигатель ЯМЗ- 204А со сцеплением и 5-ступенчатой коробкой передач был установлен за кабиной. Крутящий момент от коробки передач передавался карданными валами на одноступенчатую раздаточную коробку и далее на ведущие мосты. Полуоси мостов были разгруженного типа, цапфы колес поворачивались в обе стороны на угол 30°, механизм наклона колес отсутствовал. Наличие управляемых задних колес позволяло смещать передний мост в сторону от оси машины, чем достигалась боковая устойчивость. На автогрейдере были установлены ножи плоского профиля, а отвал, поворотный круг и тяговая рамы были унифицированы с автогрейдером Д-144. Управление всеми рабочими и вспомогательными операциями, а также рулевое управление было гидравлическим. Подъем и опускание левой и правой сторон отвала независимое, осуществлялось двумя гидроцилиндрами, установленными с каждой стороны основной рамы. Двухместная кабина обогревалась выхлопными газами.

  Как видно из Типажа, в отечественном производстве существовала брешь по 150-сильным автогрейдерам. В 1955 году началось проектирование, а c 1959 года - серийное освоение новой машины. Чтобы ускорить и приблизить разработку проекта к производству, в августе 1956 года проектирование было сосредоточено на Челябинском заводе. В Челябинск прибыли конструкторы из ВНИИСтройдормаша, его Ленинградского филиала, Брянского и Орловского заводов дорожных машин. В работе участвовали около 100 человек, 26 декабря 1957 года первый автогрейдер тяжелого типа Д-395 отправился на всемирную выставку в Брюссель. Оценка новой машины превзошла все ожидания - Большая золотая медаль! Появление советского автогрейдера на столь авторитетной выставке явилось полной неожиданностью для ведущих зарубежных фирм, вдруг обнаруживших для себя серьезного конкурента. 

В 1957 г. Завод им. Д.В. Колющенко начал выпуск тяжелых автогрейдеров Д-395  со всеми ведущими колесами, предназначенных для строительства дорог в тяжелых условиях. В 1957 г. на Всемирной выставке в Брюсселе этот автогрейдер был удостоен

 

Большой золотой медали и Диплома. На машине были установлены шины 16.00-24 с регулируемым давлением, обеспечивающие машине хорошее сцепление с почвой и высокую проходимость на переувлажненных грунтах. Лонжероны и поперечная труба задней части рамы одновременно являлись ресиверами для пневмосистемы. На машине был установлен двигатель У2Д6 мощностью 150 л. с., сцепление, механическая 4-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатый ходо- уменьшитель, раздаточная коробка, от которой карданными валами крутящий момент передавался на три ведущих моста с конической главной передачей и цилиндрическими бортовыми редукторами с внутренним зацеплением шестерен. Рулевое управление было оснащено пневматическим сервоусилителем. Управление рабочими органами осуществлялось механически, посредством коробки управления, кулачковые муфты которой включались при помощи пневмоцилиндров. Сменным оборудованием являлись кирковщик, бульдозерный или снегоочистительный отвалы.

 

 Д-395

 

 Автогрейдер Д-395 (1957)

 

В середине 1950-х гг. Коростенский завод дорожных машин «Октябрьская кузница» освоил выпуск прицепных грейдеров Д-20Б и Д- 241, ранее выпускавшихся Брянским заводом, в середине 60-х перешел на выпуск грейдеров Д-20БМ и Д-241А, а с 1976 г. - грейдеров ДЗ-58 (Д-700) с гидравлическим управлением рабочими органами , которые были предназначены для работы в сцепе с гид- рофицированными тракторами Т-100МГП и К-700А. Грейдер ДЗ-58 оснащался ножом длиной 3616 мм и высотой 500 мм. Конструкция грейдера была унифицирована с механическими моделями.

 

 ДЗ-58

 

Прицепной грейдер ДЗ-58 (Д-700)

 

В 1958 г. Брянский завод освоил выпуск автогрейдеров Д-446 с гидравлическим управлением рабочими органами. Автогрейдер осна щался двигателем СМД-7 мощностью 65 л. с., 3-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым ходоуменьшителем. Поворот отвала осуществлялся гидромотором через червячный редуктор. Гидравлическое рулевое управление было следящего типа. Автогрейдер комплектовался удлинителем и уширителем отвала, откосником, кирковщиком, бульдозерным и снегоочистительным отвалами. В 1964 г. завод перешел на выпуск автогрейдеров с гидравлическим управлением Д- 598А, оснащенных 60-сильным дизелем Д-60К-С1, а позже и Д-598Б с двигателем СМД-14 мощностью 75 л. с. В 1967 г. завод освоил выпуск автогрейдеров Д-710  с дизелем АМ-41 мощностью 90 л. с., а в 1972 г. - автогрейдеров ДЗ-99 с двигателем А-41 той же мощности. Позже Брянский завод дорожных машин перешел на выпуск автогрейдеров среднего класса, оснащенных двигателем А-01 мощностью 130 л. с.: с 1984 г. ДЗ-143, а с 1991 г. ДЗ-180.

 

 greyderi20.jpg

 

Автогрейдер Д-710 (1967)

 

В 1966 г. Орловский завод дорожных машин освоил выпуск автогрейдеров Д-557 (ДЗ-31) с гидравлическим управлением рабочими органами. На них был установлен двигатель АМ-01 мощностью 110 л. с., сцепление с механическим приводом выключения и двухдиапазонная 6-ступенчатая механическая коробка передач, связанная с двигателем карданной передачей. Ведущие колеса были задние. Крутящий момент на них передавался карданным валом через главную передачу и балансиры. Длина ножа равнялась 3700 мм, высота 565 мм, вынос в сторону - 800 мм, угол срезания косогоров

 

.90°. Выпускались модификации ДЗ-31 С в северном исполнении и ДЗ-31-2 с гидромеханической трансмиссией. В 1980 г. Орловский завод освоил производство автогрейдера ДЗ-122.

 

 greyderi21.jpg

 

Автогрейдер Д-557 (ДЗ-31), 1966 г

 

В 1971 г. Челябинский завод им. Д.В. Колющенко начинает производство автогрейдеров ДЗ-98 (Д-395В), которые в отличие от Д-395 оснащались двигателем У1Д6-250ТК мощностью 250 л. с., гидравлической системой управления рабочими органами, карданной передачей на передний мост с максимальным углом перекоса валов 7°, водяной системой отопления кабины с обдувом ветровых стекол. Автогрейдер получил новый капот двигателя с жалюзи для вентилятора и колесные тормоза с металлокерамическими дисками.

ДЗ-98

 

Конструкция автогрейдера неоднократно модернизировалась, и под обозначением ДЗ-98В автогрейдер выпускается до сих пор.

 greyderi22.jpg

Автогрейдер ДЗ-98В

 

В настоящее время автогрейдеры в РФ производят ОАО «Брянский Арсенал», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ЗАО «Дормаш» (г. Орел). Производство легких двухосных автогрейдеров, предназначенных для выполнения малых объемов работ, осуществляет ОАО «Брянский Арсенал» и холдинговая компания «Строительные Машины и Механизмы» (СММ-Холдинг, г. Брянск).

 Советские грейдеры 1980-х годов

 По действующему в 1980-х ГОСТу автогрейдеры подразделялись на три группы: лёгкие (масса 9-10 тонн), средние (масса 10-13 тонн) и тяжёлые (масса 13-19 тонн). Основным советским автогрейдером лёгкого класса был ДЗ-99 производства Брянского завода дорожных машин (ныне - компания "Брянский Арсенал"). Ранние модификации этой модели, поставленной на производство ещё в 1969 году, носили индекс Д-710. На рубеже 1960-х - 1970-х изменилась система индексации дорожной техники, одна буква "Д" сменилась на две, из которых вторая стала означать назначение дорожной машины: подготовительное, землеройное, уплотнительное, строительное или эксплуатационное. Грейдеры относятся к землеройным машинам и соответственно стали носить индексы ДЗ-...

 

greyd.jpg

 

На автогрейдерах ДЗ-99, в зависимости от модификации, устанавливались дизельные двигатели АМ-41Г (90 л.с.) или Д60К-С1 (60 л.с.), масса машины составляла 9,5 тонн. С производства эта модель была снята ещё в 1980-х, но выпустили их много и встречаются они у дорожников до сих пор, тем более что некоторые машины проходили капитальный ремонт.

 

greyd1.jpg

 

В 1984 году Брянский завод запустил в производство автогрейдер среднего класса ДЗ-143, массой 13 тонн, оборудованный двигателем А-01МС мощностью 130 л.с.

 

greyd2.jpg

 

ДЗ-143 был оборудован рыхлителем-кирковщиком, расположенным в задней части машины. На фото хорошо видно раму рыхлителя и гидроцилиндр, служащий для её опускания, а вот все три зуба рыхлителя сняты.

 

greyd3.jpg

 

Последней моделью автогрейдера, запущенной в производство на Брянском заводе дорожных машин в советское время, стал ДЗ-180, являвшийся развитием ДЗ-143.

 

greyd4.jpg

 

Основные характеристики машины остались те же, что и у предшественника: мощность двигателя - 130 л.с., масса - 13 тонн. На фото - модификация ДЗ-180А. В наше время автогрейдеры продолжают оставаться основной продукцией "Брянского Арсенала", выпускается целая линейка машин под индексом ГС.

 

greyd5.jpg

 

Ещё одним крупным изготовителем автогрейдеров в СССР был Орловский завод дорожных машин. В 1964 году там начала производиться очень удачная модель среднего класса Д-557, позже переименованная в ДЗ-31, в соответствии с новой системой индексации. Масса ДЗ-31 - 13 тонн, а его двигатель АМ-01МД имел максимальную мощность 130 л.с.

 

Советский авто грейдер

 

Советский авто грейдер 80-х годов прошлого столетия

 

Сейчас эти машины встречаются крайне редко, а те, что дожили до 2000-х, часто обрастали переделками. В частности, на этом омском экземпляре в процессе эксплуатации была установлена кабина от ДЗ-99.

 

greyd7.jpg

 

В ходе модернизации ДЗ-31 в 1980-х в Орле разработали новую модель - ДЗ-122, современные модификации которой завод выпускает до сих пор.

 

greyd8.jpg

 

Разные модификации ДЗ-122 комплектуются самыми разными двигателями, классическая версия имела двигатель А-01МС мощностью 130 л.с., весил грейдер всё те же стандартные 13 тонн. Современные версии машины комплектуются двигателями (в том числе импортными) мощностью до 180 л.с.

 

greyd9.jpg

 

Единственным автогрейдером тяжёлого типа, выпускавшимся в СССР в 1970-х - 1980-х, был ДЗ-98. Производил эту внушительную машину с 1972 года Челябинский завод дорожных машин имени Колющенко. В 1977 году ДЗ-98 был присуждён Знак качества, кроме этого, машина получила золотую медаль ВДНХ СССР.

 

greyd10.jpg

 

Масса машины - около 19 тонн, мощность двигателя - 250 л.с., почти в два раза больше, чем у "коллег" из среднего класса. Автогрейдер имеет полноприводную трансмиссию, на фото хорошо виден привод передних колёс. В передней части установлен рыхлитель, которым можно и разрыхлить мёрзлую или каменистую почву, и взломать старый асфальт.

 

greyd11.jpg

 

Компания "Челябинские строительно-дорожные машины" продолжает производство этой модели, современные модификации снабжаются двигателями ЯМЗ-238НДЗ или более мощным Cummins M-11C265. Также по заказу на заводе могут снабдить автогрейдер кондиционером и кабиной с повышенным уровнем защиты.

 

 

 

Популярное по теме - Советская авто-техника

No More Articles

Ещё по теме - Советская авто-техника

No More Articles

Новые публикации по теме - Советская авто-техника

No More Articles
Яндекс.Метрика