Довлатов – каким он был?
Всего четыре дня показаны в картине и несмотря на то, что Довлатов является героем фильма, он все время присутствует как-то со стороны. Складывается впечатление, что мы просто видим этот период жизни глазами молодого писателя.
Впечатляющие декорации и детали переносят нас в Ленинград советского времени, который совершенно непохож на парадную северную столицу. Серый унылый город с аляповатыми советскими транспарантами и вывесками, убогие коммунальные квартиры и кондовые конторы – все как будто затянуто паутиной.
Молодые талантливые писатели и художники, которые потом будут называться диссидентами, увязают в трясине запретов и лживой морали. Они могут работать только в жанре соцреализма, где можно делать только пропаганду светлого будущего, в которое уже никто не верит. Друзья, близкие, да и сам Довлатов вынуждены постоянно приспосабливаться к нищему быту. Даже самые талантливые люди ищут дефицитные вещи и продукты. Тема бытовой охоты присутствует практически во всех разговорах, о чем бы они не велись.
Все попытки писателя напечатать свои тексты наталкиваются на отказ, и люди понимающие его талант, сочувственно советуют договариваться с нужными людьми. Очень реалистично показаны знаменитые «квартирники» с запрещенными разговорами и жаркими спорами. Небольшие тусовки фарцовщиков и хиппи, делающих бизнес, запрещенный советским законом – это маленькие островки свободы и свежего воздуха. Но все понимают угрозу ареста, которая может настигнуть в любой момент.
Лучший друг писателя Иосиф Бродский наполнен предчувствием беды и предстоящим расставанием с родиной.
Фильм абсолютно разговорный и атмосферный, рассчитан на думающего зрителя.