"Кавказская пленница" - секреты съемок
Премьера этого, не побоимся этого слова, культового фильма произошла 3 апреля 1967 года, хотя сняли его на год раньше. Киночиновники испугались непонятно чего и положили фильм на полку. Но однажды вечером Леониду Ильичу захотелось посмотреть новую советскую комедию, а другого фильма не случилось. Кавказская пленница генсеку понравилась и вышла, наконец-то, на экран.
Успех был просто ошеломляющим. За год фильм посмотрели 76 450 000 человек, многие по нескольку раз. Фильм мгновенно растащили в народ на цитаты. Кто не слышал ни разу: Комсомолка, спортсменка, и, наконец, просто красавица!. Звездой фильма стала циркачка Наталья Варлей. Она никогда до того не снималась в кино, но прекрасно танцевала и прыгала из окна и поразила сердца всех юношей страны своими синими колготками. Можно считать, что с них началась в СССР сексуальная революция.
А вот вечная троица Трус, Балбес и Бывалый сниматься не хотели. Это был уже четвертый фильм, где они снимались в этих масках. И стал последним, где фигурировала эти трое. Такое условие поставил Гайдаю Юрий Никулин. Кстати, из знаменитой песни Никулина Если б я был султан цензура вырезала целый куплет и почти вырезала еще один. В народе все равно пели полный вариант про сто грамм, а сейчас его можно услышать в Ютубе.
Фильм окружен множеством легенд. Товарища Саахова, например, по сценарию звали товарищ Охохов. Но в последний момент оказалось, что где-то на Кавказе есть партийный чиновник с такой фамилией. Придумали новую. Проверили все кадры, такого не нашлось. Так и вошел в историю кино герой Этуша с новой фамилией.
Гайдай вспоминал потом, что главной заботой было снять фильм так, чтобы его невозможно было точно сопоставить ни с одной кавказской республикой. И это удалось блестяще. Конечно, теперь они спорят за честь быть отображенными в этом кинофильме, но не тут-то было.
Поразительно и то, что Кавказская пленница на телеэкране смотрится так же великолепно, как и в кино, а это происходит далеко не всегда. Этому фильму 45 лет, вот уже третье поколение детей хохочет над приключениями недотепы Шурика и взрослеет под песенку о медведях. Леонид Гайдай оказался гениальным комедиографом, сняв фильм, который пережил даже страну, в которой его так старались запретить.